Имя при рождении: Евгений Семёнович Матвеев |
Дата рождения: 8 марта 1922 г. |
Место рождения: Новоукраинка, Херсонская область, УССР |
Профессия: советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог, общественный деятель |
Дата смерти: 1 июня 2003 г. |
Евгений Матвеев — актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, Народный артист СССР, кавалер двух орденов Ленина, участник Великой Отечественной войны. Начал сниматься в фильмах, когда ему уже исполнилось 33 года. Все герои, которых олицетворял актёр на экране, обладали искренностью, темпераментом и силой.
Детство и юность
Родился Евгений Матвеев 8 марта 1922 г. в селе Новоукраинка Херсонской области. Отец — Семён Калинович Матвеев, был русским красноармейцем. Мать Надежда Фёдоровна Коваленко — простая неграмотная женщина из малороссийских крестьян. Когда мальчику исполнилось 4 года, отец бросил семью.
С ранних лет Евгений привык трудиться — работал в поле, торговал арбузами. Увлекался игрой на балалайке. Из второго класса мальчика перевели сразу в четвёртый, так как учителя заметили в нём способности и посоветовали матери переехать в город, чтобы дать сыну хорошее образование.
В Цюрупинске, куда перебрался с мамой Евгений, впервые увидел любительский спектакль. С тех пор театр покорил и стал мечтой. Мальчик стал заниматься в кружке самодеятельности.
К девятому классу Матвеев твёрдо решил оставить школу, чтобы уехать учиться в Херсон — ближайший областной центр, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, в 1939 г. 17-летний юноша поехал учиться.
Поступив в студию Херсонского городского театра, стал участвовать в массовке, играл небольшие роли. Однажды, когда Матвеев исполнял музыканта в спектакле «Бесталанна» и лихо в такт музыки ударял в бубен, его артистические данные отметил актёр Николай Черкасов, находившейся в зале среди зрителей. Он посоветовал молодому дарованию ехать в Киев поступать на курсы Александра Довженко при киностудии художественных фильмов.
Шёл конец 1940 г. Набор на курсы прошёл ещё летом, но Евгения всё же приняли в группу актёрского мастерства. Однако вскоре в киностудии ввели плату обучение, а так как Евгений был из неимущих и не мог заплатить, поэтому отчислен на неуплату курсов. Выручил педагог Александр Довженко, заплатив за учёбу талантливого студента.
Война
Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война разрушила все планы. Евгения мобилизовали, чтобы рыть окопы, участвовать в создании укреплений вокруг города. Навсегда в его памяти остались жуткий звук моторов немецких самолётов, свист бомб, ужас беззащитных людей.
Матвеев хотел на фронт, но судьба распорядилась иначе. Его отправили учиться в Тюменское военно-пехотное училище, после окончания которого оставили там же служить командиром взвода, чтобы преподавать курсантам военное дело.
После войны начальство хотело отправить Матвеева учиться в военную академию, но по личной просьбе Александра Довженко демобилизован в конце 1946 г. Евгений остался жить в Тюмени, поступив на службу в местный театр.
Творческая деятельность
В 1953 г. Евгений Матвеев начинает активно сниматься в кино. Но прежде он стал успешным театральным артистом.
Роли в театре
После демобилизации молодой артист в 1946 г. поступил на службу в Тюменский областной драматический театр, в котором прослужил два года.
Наименование спектакля | Роль |
---|---|
«Молодая гвардия» по А. А. Фадееву | Иван Земнухов |
«Без вины виноватые» А. Н. Островского | Незнамов |
«За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва | Боровский |
«Молодой лес» Н. Ф. Погодина | Черемизов |
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера | Фердинанд |
В 1948 г. Евгений Матвеев получил приглашение в Новосибирский драматический театр «Красный факел». Для начинающего актёра это большой успех, но руководство тюменского театра отпускать артиста не собиралось. Уходить со скандалом Евгений не хотел. Кроме этого, от решительного шага его удерживала и материальная сторона — в Новосибирске не было ни квартиры, ни продуктовых карточек. Он сомневался. Но всё же принял решение ехать.
В Новосибирском драматическом театре Евгений Матвеев служил с 1948 по 1952 г., став одним из ведущих артистов.
Наименование спектакля | Роль |
---|---|
«Великая сила» Б. С. Ромашова, реж. В. П. Редлих | Виктор Лавров |
«Наш общий друг» по Ч. Диккенсу | Джон Гармон / Роксмит |
«За вторым фронтом» В. Н. Собко | Марков |
«Бешеные деньги» А. Н. Островского | Телятев |
«Кандидат партии» А. А. Крона | Леонтьев |
«Счастье» по П. А. Павленко | Юрий Поднебесько |
«Константин Заслонов» А. И. Мовзона | Аксанич |
«Незабываемый 1919-й» Вс. В. Вишневского | барон Фитингоф / комиссар округа |
«Вей, ветерок!» Я. Райниса, реж. Э. М. Бейбутов | Улдыс |
«Мещане» М. Горького, реж. Э. М. Бейбутов | Нил |
Популярность среди местных зрителей была очень высокой. Публика шла в театр на постановки, в которых участвовал Матвеев. В этом театре произошёл творческий рост молодого артиста.
Большим успехом пользовался спектакль с участием актёра «Вей, ветерок!». Эта работа стала важным этапом в творческом пути Евгения Матвеева. В 1951 г. театр «Красный факел» показывал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде. После этого Матвеев получил приглашение на работу сразу от нескольких столичных театров. Он выбрал Государственный академический Малый театр в Москве. Уже в 1952 году Матвеев дебютировал на этой сцене в роли Незнамова в драме Александра Островского «Без вины виноватые». Служил в Малом театре до 1968 г.
Год | Наименование спектакля | Роль |
---|---|---|
1952 | «Без вины виноватые» А. Н. Островского | Незнамов |
1952 | «Северные зори» Н. Н. Никитина | Андрей Латкин |
1953 | «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина | Чебаков |
1953 | «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова | Звонарёв |
1954 | «Опасный спутник» А. Д. Салынского | Андрей Корчёмный |
1954 | «Иначе жить нельзя» А. В. Софронова | Рудди Мильце |
1955 | «Сердце не камень» А. Н. Островского | Ераст |
1955 | «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса | Оули |
1955 | «Ванина Ванини» по Стендалю | Пьетро Миссарильи |
1955 | «Макбет» У. Шекспира | король Дункан |
1956 | «Деньги» А. В. Софронова | Беркут |
1957 | «Привидения» Г. Ибсена | Освальд |
1957 | «Нашествие» Л. М. Леонова | Фёдор |
1958 | «Власть тьмы» Л. Н. Толстого | мужик |
1958 | «Село Степанчиково и его обитатели», инсценировка Н. Р. Эрдмана по Ф. М. Достоевскому | дворовый парень |
1958 | «Крылья» А. Е. Корнейчука | колхозник |
1958 | «Когда горит сердце», инсценировка В. А. Гольдфельда по роману В. П. Кина «По ту сторону» | военком |
1958 | «Весёлка» Н. Я. Зарудного | Дмитро Шелест |
1959 | «Ярмарка тщеславия». инсценировка И. В. Ильинского по В. Теккерею | Родон Кроули |
1959 | «Карточный домик» О. Н. Стукалова | Игнат |
1960 | «Осенние зори» В. И. Блинова | Столбов |
1960 | «Любовь Яровая» К. А. Тренёва | Михаил Яровой |
1961 | «Честность» А. В. Софронова | Павел Антонович Рагоза |
1962 | «Палата» С. И. Алёшина | Гончаров |
1963 | «Коллеги» по В. П. Аксёнову | Егоров |
1964 | «Главная роль» С. И. Алёшина | Трофимов |
Роли в кино
Евгений Матвеев был яркой личностью, поэтому на съёмочной площадке все попадали под его очарование.
Дебют актёра в кино состоялся в 1955 г. в картине «Доброе утро», сыграв начальника строительства Сергея Субботина. После этой роли на молодого артиста обратили внимание режиссёры.
Лев Кулиджанов и Яков Сегель, пригласили сниматься в фильме «Дом, в котором я живу». В картине показана мирная жизнь московского двора с радостями, бедами, ссорами, сложными личными взаимоотношениями, любовью и внезапно начавшейся войной, отразившейся на каждом. Евгений Матвеев блистательно сыграл в этом фильме Константина — военного, влюблённого в Лидию Каширину в исполнении Нинель Мышковой.
В 1959 г. Евгению Матвееву предложили сыграть персонажа Нагульного в картине «Поднятая целина». Сам актёр сомневался, что подходит на эту роль — брови не вразлёт, нос не орлиный. Но в своей игре оказался настолько убедителен, что его утвердили. Артист отдавался работе без остатка — продумывал каждую сцену, выполнял трюки. В одном эпизоде нужно было скакать на лошади, но Евгений не удержался в седле. Упал, нога зацепилась в стремени. Артист получил сильную травму колена и потом долго хромал.
Режиссёр Григорий Рошаль в 1957 г. снимал фильм «Хождение по мукам» по роману Алексея Толстого. Во вторую часть трилогии он позвал Евгения Матвеева на роль главнокомандующего Ивана Сорокина.
В 1960 г. актёра пригласили сыграть князя Дмитрия Нехлюдова в картину «Воскресенье» режиссёра Михаила Швейцера по экранизации романа Льва Толстого. Прежде чем сняться, Матвеев приезжал в усадьбу «Ясная поляна», читал дневники писателя, впитывая в себя новый образ князя. Нехлюдов — сердечный человек, способный на душевные переживания. Матвеев справился с этой ролью, ярко передав эмоции своего персонажа.
Съёмки в «Поднятой целине» и «Воскресенье» принесли актёру всенародную популярность.
В 1963 г. Евгений Матвеев снялся в мелодраме «Родная кровь» в роли танкиста Владимира Федотова. Его партнёршей стала латвийская актриса Вия Артмане.
Глубокое чувство любви охватило героев не только на экране, но и в жизни.
В 1965 г. Евгений Матвеев принял участие в театрализованном представлении, где актёру предстояло проехать в костюме Макара Нагульного на тачанке по стадиону. Лошади разогнались, да так, что Евгений выпал из брички. Итогом падения стало серьёзное повреждение позвоночника. Около трёх лет Евгений пролежал в больнице. Но зрители его не забыли, актёр получал множество писем от поклонников.
Врачи предупредили, что играть полноценно в театре и кино Матвеев больше не сможет. При выписке ему дали третью группу инвалидности. Но доктора ошиблись. Артист назло приговору продолжил сниматься в картинах, примеряя на себя разноплановых персонажей.
Одной из необычных ролей — в драме «Солдаты свободы», где Евгений Семёнович сыграл Леонида Брежнева. Это киноэпопея, состоящая из четырёх фильмов, снятая Юрием Озеровым совместно с киностудиями нескольких стран, о борьбе народов Восточной Европы с фашизмом.
Режиссёр Алексей Салтыков снял в 1978 г. историческую трилогию «Емельян Пугачёв». Созвездие популярных актёров, участвующих в картине — Вия Артмане, Тамара Сёмина, Пётр Глебов создали персонажей убедительно, красиво. Игра Евгения Матвеева — это точное попадание в образ Емельяна Пугачёва.
В 1995 г. автор сценария Валентин Черных предложил Матвееву в качестве режиссёра снять картину «Любить по-русски». До этого у Евгения Семёновича был перерыв в работе шесть лет, но он согласился заняться фильмом. Это было тяжёлое время, которые переживала вся страна в 90-е годы.
Сценарий рассказывал о людях, которые в эпоху перемен приехали в деревню, где пытаются строить новую жизнь. Деньги на съёмки с трудом нашли только через год, но всё равно бюджет оставался минимальным, а актёры согласились сниматься за небольшой гонорар.
Евгений Матвеев сначала не особо верил в успех фильма «Любить по-русски». Но после показа картины в кинотеатрах, а затем по ТВ артистов стали встречать овациями и неизменно спрашивали, когда будет продолжение. Но финансирования на съёмки не было, поэтому многие зрители слали деньги в конвертах, чтобы снять продолжение. В итоге Госкино России выделило средства и сняли ещё 2 части «Любить по-русски» — поистине народного фильма. Премьера второй картины состоялась в столичном кинотеатре «Космос» при аншлаге.
«Верите, идут письма, в конверты вложены пятёрки, десятки. Только снимайте дальше, очень просим, из следующей пенсии ещё вышлем, сколько сможем», — вспоминал Евгений Матвеев.
Фильмография
Год | Наименование фильма | Роль |
---|---|---|
1953 | Судьба Марины | эпизод |
1955 | Доброе утро | Сергей Николаевич Судьбинин |
1955 | Дорога | Гриша |
1956 | Искатели | Андрей Лобанов |
1957 | Дом, в котором я живу | Константин Давыдов, брат Сергея и Кати Давыдовых |
1958 | Хождение по мукам (фильм № 2 «Восемнадцатый год») | Иван Лукич Сорокин |
1958 | Дело «пёстрых» | Лобанов |
1959 | Поднятая целина | Макар Нагульнов |
1959 | Жеребёнок | Трофим |
1960 | Воскресение | Нехлюдов |
1963 | Левашов | Левашов |
1963 | Родная кровь | Федотов |
1964 | Мать и мачеха | Николай Васильевич Кругляков |
1965 | Новогодний календарь (музыкальный фильм) | |
1965 | Первая Бастилия | Потапов |
1965 | Ярость | Василий Гулявин |
1967 | Цыган | Будулай |
1968 | Крах | Павловский |
1970 | Сохранившие огонь | Иван Клявин |
1970 | Спорт, спорт, спорт | |
1970 | И был вечер, и было утро | Ярцев |
1971 | Смертный враг | Арсений Клюквин |
1972 | Сибирячка | Добротин |
1972 | Укрощение огня | директор завода |
1973 | Высокое звание | Шаповалов |
1974 | Любовь земная | Захар Дерюгин |
1976 | Солдаты свободы | Л. И. Брежнев |
1977 | Судьба | Захар Дерюгин |
1977 | Фронт за линией фронта | секретарь обкома Семиренко |
1978 | Емельян Пугачёв | Емельян Пугачёв |
1980 | Особо важное задание | Кириллов |
1981 | Всего дороже (документальный) | ведущий |
1981 | Фронт в тылу врага | Семиренко |
1983 | Фитиль (№ 256 «Комментарии излишни») (короткометражный) | |
1984 | Победа | Карпов |
1985 | Анна и Антон | Антон |
1985 | Завещание | Иван Крылов |
1986 | Время сыновей | Семён Петрович Кордин |
1988 | Отцы | тесть |
1989 | Чаша терпения | Медников |
1990 | Место убийцы вакантно | Кныш |
1991 | Клан | Л. И. Брежнев |
1992 | Доброй ночи! | Пал Палыч |
1995 | Любить по-русски | Валерьян Петрович Мухин |
1996 | Любить по-русски 2 | Валерьян Петрович Мухин |
1999 | Любить по-русски 3: Губернатор | Валерьян Петрович Мухин |
2001 | Под Полярной звездой | Л. И. Брежнев |
Режиссёр и сценарист
В 1967 г. Евгений Матвеев начинает сам снимать кино. Его дебютом стала картина «Цыган», в которой выступил как режиссёр, сценарист и сыграл главную роль — Будулая.
Это первая работа после тяжёлой травмы. Снимался актёр в жёстком корсете, при этом по сценарию необходимо танцевать. Когда корсет убирали, Матвееву делали обезболивающие уколы, и он продолжал играть. Несколько раз терял сознание — опять вводили обезболивающее, и он снова играл. В картине Евгений так танцевал цыганские танцы, что ему предложили возглавить театр «Ромэн».
«Ну какой же я цыган. Это для роли я так преобразился», — ответил Матвеев.
Актёру удалось показать мужественность, уверенную силу, цыганскую огненность характера, мудрость человека, много пережившего.
Евгений Семёнович снимал жизненные фильмы, одним из которых стала мелодрама «Любовь земная», вышедшая на экраны в 1974 г. В картине Матвеев был режиссёром и сыграл председателя колхоза Захара Дерюгина, который влюбился в молоденькую односельчанку Поливанову в исполнении Ольги Остроумовой.
В 1977 г. вышел фильм «Судьба», который стал продолжением картины «Любовь земная». Сюжет рассказывает про жизнь людей во время войны.
В картине звучит песня «Эхо» — трогающая за душу в проникновенном исполнении Анны Герман и Льва Лещенко.
Год | Название фильма |
---|---|
1967 | Цыган (совм. с Е. Н. Митько) |
1969 | Почтовый роман |
1972 | Смертный враг (совм. с А. Я. Витолем) |
1974 | Любовь земная (совм. с П. Л. Проскуриным, В. К. Черных) |
1977 | Судьба (совм. с П. Л. Проскуриным) |
1979 | Особо важное задание |
1981 | Бешеные деньги |
1985 | Победа (совм. с В. В. Труниным) |
1986 | Время сыновей |
1989 | Чаша терпения |
1995 | Любить по-русски |
1997 | Любить по-русски 2 |
1999 | Любить по-русски 3: Губернатор |
Педагогическая деятельность
В течение нескольких лет Евгений Матвеев был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, а также руководителем Азербайджанской актёрской мастерской.
«Мы с вами — чувство, солнце, слово, листья, бриллиант в золотой оправе — вот что такое актёр», — говорил Евгений Матвеев студентам.
Звания и награды
Актёрские, режиссёрские, сценарные работы Матвеева отмечены наградами и медалями.
Картина «Почтовый роман» получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как лучший историко-революционный фильм.
Драма «Любовь земная» и «Судьба» приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и премии РСФСР имени братьев Васильевых.
За исполнение главной роли в картине «Высокое звание» актёр становится обладателем золотой медали имени А. П. Довженко.
За персонаж Пугачёва в фильме «Емельян Пугачёв» Евгений Семёнович признан лучшим исполнителем мужской роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии.
Картина «Победа» получила специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале.
За фильм «Любить по-русски» Матвеев удостоен призом за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.
А также с 1976 по 1986 г. Евгений Семёнович являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Личная жизнь
Красивый, яркий, талантливый Евгений Семёнович всегда находился в окружении поклонниц. Про себя актёр говорил, что влюблялся в каждую свою партнёршу, но эти чувства всегда платонические.
Жена Лидия
В Тюмени актёр служил в театре, работал на радио, вёл несколько драмкружков. С будущей супругой Лидией встретился на смотре художественной самодеятельности. Она была студенткой музыкального училища, и актёр влюбился в её голос.
Евгений Матвеев говорил: «Лида была божественна. Меня прямо током ударило. Оказалось, что её тоже».
1 апреля 1947 г. молодые люди между репетициями забежали в загс и расписались. В этом же году родилась дочь Светлана.
После Тюмени вся семья переехала в Новосибирск. Затем, когда поступило предложение из Малого театра, перебрались в Москву. Первое время приходилось жить в гостинице, потом Малый театр выделил жилплощадь — комнату в коммуналке.
В Москве Лидия Алексеевна работала в хоре Большого театра. В 1957 г. родился сын Андрей.
В семье главным было трудолюбие, скромность, порядочность — эти качества Евгений Семёнович считал главными.
Лидия Алексеевна была верным другом и надёжной опорой мужу — более 55 лет супруги прожили вместе.
Дочь Светлана и сын Андрей
В Тюмени в 1947 г. у Матвеевых родилась Светлана. На протяжении всей жизни дочь и отец оставались большими друзьями.
Евгений мечтал о сыне и хотел, чтобы Лидия подарила ему наследника. И когда в 1957 г. родился Андрей, Евгений Семёнович не мог нарадоваться. Долгожданному сыну отец позволял почти всё, а со старшей дочерью был требователен.
Хотя дочь и сын воспитывались в творческой семье, по стопам отца они не пошли. Светлана поступила на филологический факультет МГУ.
Андрей работал в милиции, позже был вице-президентом общественной организации «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка».
Дочь и сын Матвеевы подарили родителям прекрасных внуков.
Отношения с Вией Артмане
Актёры познакомились на съёмках картины «Родная кровь», где актриса сыграла Соню, жительницу села, куда после окончания войны приехал персонаж Матвеева — Владимир Федотов.
Между артистами вспыхнула любовь не только на экране, но и в жизни.
Несмотря на то что Евгений был женат, а Вия Артмане замужем за звездой Латвии Артуром Димитерсом, актриса родила от Евгения Матвеева в 1965 г. дочь Кристиану. Тайну о происхождении второго ребёнка актриса хранила долгое время.
Жить вместе актёры не могли — у Матвеева росли дети от первого брака, Вия Артмане была замужем и тоже воспитывала старшего сына Каспара.
Этот роман был обречён на провал.
Когда в 1986 г. умер муж Димитерс, Вия позволила раскрыть семейную тайну, что между супругами не было любви, а единственной радостью стали дети.
Позже Матвеев и Вия встретились на съёмках фильма «Емельян Пугачёв». И всегда Евгений с уважением относился к ней. Вия Артмане сохранила семью ради детей.
Последние годы жизни актриса жила на даче у дочери в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенесла два инсульта, инфаркт.
Незадолго до смерти приняла православие. Умерла в 2008 г.
Дочь Кристиана
Девочка родилась сразу после съёмок фильма «Родная кровь», в котором Артмане и Матвеев очень искренне сыграли влюблённых.
О том, чья эта дочь, Вия Фрицевна призналась близким незадолго до смерти.
Кристиана же своим отцом по-прежнему считает мужа актрисы Артура Димитерса.
Последние годы
В начале 2000-х Евгений Семёнович строил творческие планы, были интересные актёрские предложения и сценарии, которые актёр хотел снимать. Но начало сдавать здоровье — стал терять в весе, плохо себя чувствовать. В больнице родственникам озвучили страшный диагноз и приговор — у папы рак лёгких, осталось жить полгода.
В декабре 2002 г. актёр лёг в больницу, ему должны были делать операцию, однако врачи решили, что сердце не выдержит наркоза. Собирались начать новое лечение. Но 1 июня 2003 г. актёр скончался на 82 году жизни. Причиной смерти стал рак лёгких.
Похоронен артист на Новодевичьем кладбище. После смерти отца сын Андрей создал благотворительный фонд поддержки ветеранов кино им. Евгения Матвеева. Помощь получали не только актёры, режиссёры, сценаристы, но и люди, работающие за кадром. Андрей Матвеев ушёл из жизни в 2008 г.
У Евгения Матвеева была неисчерпаемая любовь к России — он говорил: «И живу я, и люблю по-русски».