Имя при рождении: Леонид Леонидович Оболенский |
Дата рождения: 21 января 1902 г. |
Место рождения: Арзамас Нижегородская губерния |
Профессия: режиссёр немого кино, актёр, педагог |
Дата смерти: 17 ноября 1991 г. Миасс Челябинская область |
Леонид Леонидович Оболенский — советский киноактёр, режиссёр немого кино, сценограф, звукорежиссёр, преподаватель актёрского мастерства и сценического движения, художник-декоратор, журналист. Народный артист РСФСР (1991). Известен зрителям по фильмам «Чисто английское убийство», «Ларец Марии Медичи», «Легенда о княгине Ольге» и многим другим.
Будучи ровесником советского кино, был свидетелем всех этапов его развития — от немых фильмов до киноработ конца 80-х. Человек с удивительной биографией, одновременно и трагичной, и величественной. Последний князь кинематографа — так называли Леонида Оболенского коллеги за привнесение в кинокультуру аристократичности и чувства тонкого дворянского вкуса.
Семья
Дед актёра — Леонид Егорович Оболенский (1845–1906), был русским писателем, поэтом, философом и публицистом, критиком. В 1882 г. приобрёл в собственность журнал «Русское богатство», став издателем и превратив из вестника торговли, промышленности и земледелия в либеральное издание с лёгким налётом народничества. В журнале печатались как романы, так и научно-философские, критические, нравственно-публицистические статьи. Находился в близких отношениях со Львом Николаевичем Толстым, много с которым полемизировал.
Отец — Леонид Леонидович Оболенский (1873–1930) — выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Увлекался музыкой, обучался у Н. А. Римского-Корсакова. Во времена Российской империи находился на государственной службе, имел чин коллежского советника. Когда произошла Октябрьская революция, примкнул к большевикам по идейным соображениям. Работал в Пермском губкоме, потом в Наркомате финансов РСФСР. После перевода в Народный комиссариат по иностранным делам стал одним из первых советских дипломатов. С 1921 г. был советником Полпредства РСФСР в Варшаве, а в 1923–1924 гг. — полномочным представителем СССР в Польше. Также служил начальником Главного управления по делам искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР. В последний год жизни несколько месяцев руководил Эрмитажем.
Юность
Оболенский родился 21 января 1902 г. в городе Арзамасе Нижегородской губернии. Леонидом его назвали в честь отца и деда. Мальчик рос в традициях воспитания дворянских семей того времени, обучаясь музыке, танцам, рисованию. В 1911 г. поступил учиться в Нижнем Новгороде в гимназию.
После революции, когда семья уже проживала в Екатеринбурге, семнадцатилетний Леонид устроился работать в театр «Красной армии» декоратором. В театральной столовой в 1919 г. молодой Оболенский познакомился с кинорежиссёром Львом Владимировичем Кулешовым и Эдуардом Казимировичем Тиссэ, приехавшими в Екатеринбург, чтобы снимать фильм о боях на Урале.
На следующий день Лев Кулешов повёл нового знакомого в кинотеатр на просмотр немого фильма Всеволода Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» (1915), и они много говорили о киноискусстве. В конце встречи Кулешов дал Оболенскому записку для режиссёра Владимира Гардина, заведующего в то время первой Государственной школой кинематографии (ГШК, сейчас ВГИК) в Москве, с рекомендацией принять Леонида на учёбу.
«Из него получится хороший кинонатурщик», написал в записке Лев Владимирович — в то время так называли киноактёров.
Оболенский стал обучаться в мастерской Владимира Гардина. Но когда в ноябре 1919 г. в школе кинематографии стал преподавать Лев Кулешов, то Леонид перевёлся в его мастерскую. С тех пор они больше не расставались, сохранив дружбу на всю жизнь.
Начало творческой биографии
Летом 1920 г. Оболенский вместе с Кулешовым отправились на съёмки фильма «На Красном фронте», в котором Леонид сыграл главную роль красноармейца, выполнившего важное задание, несмотря на попытки польского шпиона ему помешать. Роль требовала выполнения множества трюков, движений, акробатических элементов. Всему этому обучали в мастерской Кулешова, где Оболенский был одним из лучших учеников — мастерски двигался, отлично танцевал, владел техникой жестов.
В 1922 г. Оболенского заметил известный балетмейстер и хореограф Касьян Голейзовский, пригласив в свою студию «Московский Камерный балет» исполнить главную партию в спектакле «Послеполуденный отдых фавна». А театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд доверил Оболенскому преподавать чечётку в своём «Театре актёра» и быть постановщиком танцев в спектакле «Великодушный рогоносец».
Роли в немом кино
Оболенский снимался в первой работе коллектива Кулешова комедии «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) в роли франта.
В 1925 г. сыграл главаря фашистов майора Харда в киноленте «Луч смерти». Современному зрителю многие покажется непонятным в этом немом фильме, но картина была образцом того, как актёры мастерской Кулешова могли двигаться, исполнять сложные трюки.
Режиссёр немого кино
В том же 1925 году Леонид Оболенский начал работать на киностудии «Межрабпом — фильм» в качестве режиссёра немого кино. Здесь им были поставлены картины:
- «Кирпичики» (1925);
- «Эх, яблочко» (1926);
- «Альбидум» (1928);
- «Торговцы славой» (1929).
Первый звуковик
Век немого кино уже был на исходе, и в 1929 г. Леонид Оболенский был направлен студией «Межрабпом — фильм» в Германию для изучения и закупки звуковой аппаратуры.
В то же время в Берлине находился Сергей Эйзенштейн, который познакомил Оболенского с Марлен Дитрих, представив Леонида восходящей звезде в качестве прекрасного танцора.
Вернувшись из Германии в Москву, Оболенский стал работать на киностудии «Межрабпом — фильм» первым звуковиком — так тогда называли звукорежиссёров. Леонид занимался озвучанием картин:
- «Горизонт» (1932);
- «Две встречи» (1932);
- «Великий утешитель» (1933);
- «Окраина» (1933);
- «Марионетки» (1934).
Это были одни из первых советских звуковых фильмов. Работая над ними, Оболенский был первооткрывателем озвучания в кино, находя и внедряя различные звуковые эффекты.
Гонения, плен, ссылка
В 30-е годы в СССР началась борьба с формализмом в искусстве. Всё, что выходило за рамки социалистического реализма, противопоставлялось, отличалось от официальной доктрины, рассматривалось, как антинародная, буржуазная теория. Но Леонид Оболенский не побоялся участвовать в качестве режиссёра-постановщика в фильме Кулешова «Кража зрения» (1934), а затем с Эйзенштейном в картине «Бежин луг» (1935–1937). И вместе с ними подвергся гонениям и жесточайшей критике.
Опасаясь ареста, в 1936 г. уехал в Ашхабад, где начал работать звукооформителем оперной студии Дома народного творчества и преподавателем сценическое движение в Ашхабадской киностудии.
Через 3 года Кулешов написал Оболенскому письмо, в котором уговаривал вернуться. И в 1939 г. Леонид возвратился из Ашхабада в Москву, где начал работать с Кулешовым над детским художественным фильмом «Сибиряки» в качестве художника-декоратора, а также преподавать во ВГИКе и писать диссертацию на тему звукового кино.
После начала Великой Отечественной войны осенью 1941 г. Оболенский вместе с другими преподавателями ВГИКа примкнул к московскому народному ополчению. И почти сразу в октябре 1941 г. во время Вяземской операции попал в окружение и был взят в плен.
Инок Лаврентий
В плену Оболенский содержался в лагере для военнопленных в Баварии под Мюнхеном. В 1943 г., когда немцы стали формировать из военнопленных обслуживающий технический персонал, Оболенского, владеющего двумя иностранными языками — немецким и французским, зачислили в электротехническую бригаду 306-й пехотной дивизии.
Получив более свободный режим передвижения, при первой же возможности Леонид бежал. Скитаясь по деревням, в итоге оказался на территории Молдавии возле православного монастыря в селе Кицканы.
Монахи подобрали больного малярией, измождённого Оболенского, приютив в монастыре, где позже Леонид принял иноческий постриг, получив новое имя — инок Лаврентий.
Лагерная жизнь
Когда в 1945 г. Красная армия вошла на территорию Молдавии, Оболенский сам явился в комендатуру, сообщив, что он не монах, а беглый пленный. Через два месяца в монастырь приехал на беседу с Оболенским человек из органов безопасности, а ещё через месяц Леонида арестовали. Суд приговорил его к расстрелу за измену Родине. Но потом приговор заменили на 10 лет лишения свободы.
Оболенский 7 лет провёл в лагерях. Попав в 501-й отряд, строил железную Трансполярную магистраль, так называемую дорогу смерти, на участке «Салехард — Игарка». Повезло, что командиром отряда был, любитель искусства, полковник Барабанов, который обратил внимание на незаурядные способности подопечного, предложив помимо прокладки рельсов, заняться постановкой спектаклей с заключёнными в ведомственном театре НКВД. Оболенский через свою жену в письме связался со своим другом Сергеем Эйзенштейном, и режиссёр выслал полное экспозе оперетты «Холопка». Работа над этой постановкой скрашивала лагерную жизнь Леонида.
Потом Оболенского перевели на поселение в город Минусинск, где тот стал работать маляром. Наконец, в 1952 г. был амнистирован и досрочно освобождён.
Не имея права на проживание в столице и ряде других городов, Оболенский переехал в Свердловск — город, где в уже далёком 1919 году познакомился со Львом Кулешовым.
Второй этап творчества
Кулешов помог Оболенскому получить работу на Свердловской киностудии звукорежиссёром. Но в этом городе Оболенский прожил недолго. В начале 60-х Леонид Оболенский увлёкся телевидением — в 1962 г. приехал в Челябинск, где в течение 10 лет работал оператором и ведущим программ Челябинской студии телевидения.
В 1972 г. переехал в город Миасс, где поначалу трудился режиссёром-методистом в клубе кинолюбителей Дворца культуры «Прометей», создал центр любителей искусства.
Роли в кино
К съёмкам в кинофильмах Леонид Оболенский вернулся лишь в начале 70-х. Ученики Льва Кулешова — Александр Стефанович и Омар Гвасалия, в 1972 г. искали актёра на роль князя-белоэмигранта для своего фильма «Вид на жительство». Кулешов посоветовал им обратиться к Оболенскому, добавив, что лучшего исполнителя они на эту роль не найдут.
Так снова началась карьера Леонида Леонидовича в кино. После этого Оболенский снялся ещё в более 20 фильмах.
Картина «Молчание доктора Ивенса» (1973) — это первая попытка советского режиссёра Будимира Метальникова поставить фантастику. Оболенский исполнил одну из главных ролей. Его персонаж Зор — инопланетный гость из далёкого мира.
В детективе «Чисто английское убийство» (1974) актёр сыграл лорда Томаса Уорбека. Замедленная пластика, сдержанность и деликатность в общении, и даже манера принятия еды, обращение с кухонными приборами, салфеткой — Оболенскому замечательно удалось передать истинного английского аристократа, настоящего британского лорда.
В фильме «Красное и чёрное» (1976) были задействованы молодые актёры Николай Ерёменко младший и Наталья Белохвостикова — ученики режиссёра Сергея Герасимова. Заслуженную славу картина принесла звёздам советского кинематографа — Леониду Оболенскому, Михаилу Глузскому, Глебу Стриженову и другим. Актёр блистательно сыграл роль католического епископа.
Трагедия У. Шекспира о любви юноши и девушки враждующих семейств получила новую интерпретацию в литовском фильме «Ореховый хлеб» (1977), где актёр сыграл дедушку главного героя Андрюса.
Леонида Оболенского можно также увидеть в картине «Ларец Марии Медичи» (1980) в роли епископа Бертрана д’Ан Марти, наставника древнего ордена альбигойцев.
В картине «Подросток» (1983) режиссёра Евгения Ташкова Оболенский сыграл старого князя Сокольского.
Одна из последних ролей актёра в комедии «Миллион в брачной корзине» режиссёра Всеволода Шиловского (1985), где он сыграл барона.
Образы, созданные актёром на экране, хотя многие роли были эпизодическими, запоминались зрителям, буквально врезаясь в память. Леонида Оболенского заслуженно стали называть королём эпизодов.
Его актёрское дарование, получившее своё развитие в мастерской Льва Кулешова, к этому времени было помножено на огромный опыт, на те переживания, которые пришлось испытать. Поэтому сыгранное актёром за последние 15 лет жизни — всё это выдающиеся роли, которые останутся в истории советского кино.
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1920 | На красном фронте | красноармеец |
1924 | Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков | франт |
1925 | Луч смерти | майор Хард, главарь фашистов |
1928 | Потомок Чингисхана | адъютант коменданта |
1930 | Праздник святого Иоргена | режиссёр религиозного фильма «Житие святого Иоргена» |
1932 | Просперити | |
1958 | Очередной рейс | прохожий в плаще (нет в титрах) |
1960 | Ждите писем | отец Кости |
1965 | Перекличка | эпизод |
1972 | Вид на жительство | князь |
1973 | Молчание доктора Ивенса | таинственный инопланетянин |
1974 | Чисто английское убийство | старый лорд Уорбек |
1974 | Скворец и Лира | промышленник |
1974 | Дорогой мальчик | мистер Лейн, представитель авиакомпании |
1976 | Красное и чёрное | католический епископ |
1977 | Юлия Вревская | |
1977 | Ореховый хлеб / Riešutų duona | дедушка Андрюса |
1978 | Чужая | Леонид Леонидович, режиссёр |
1979 | Прости-прощай | старик |
1979 | Обмен / Mainai | доктор Игнас Диджюлис, дедушка Витаса |
1979 | На исходе лета | Андрей Афанасьевич Веденеев |
1980 | Ларец Марии Медичи | Бертран д’Ан Марти, наставник ордена альбигойцев |
1980 | Факт / Faktas | Александре, пастух |
1981 | Душа | старик |
1982 | Россия молодая | отец Дес-Фонтейнеса |
1982 | Забытые вещи | Янис |
1983 | Чужие страсти | Валдманис |
1983 | Подросток | князь Сокольский |
1983 | Легенда о княгине Ольге | Ильм, волхв и ведун |
1984 | Европейская история | депутат |
1984 | Меньший среди братьев | декан |
1984 | Зудов, вы уволены! | заведующий кинолабораторией |
1985 | Иван Бабушкин | князь Андронников |
1985 | Миллион в брачной корзине | барон |
1986 | Была не была | Владимир Михайлович, учитель |
Личная жизнь
Леонид Оболенский был женат три раза. С последней супругой Ириной прожил счастливо 10 лет.
Первая жена — Клавдия Судейкина
На актрисе Клавдии Судейкиной Леонид Оболенский был женат ещё до войны. Но они расстались, когда артист отбывал срок за измену Родине.
Известно, что жена, стараясь поддержать мужа, находившегося в лагере, писала ему: «Самая большая победа — над собой, тогда и тундра процветёт цветами».
А также, что она помогла Леониду получить от режиссёра Сергея Эйзенштейна полное изложение оперетты «Холопка» для лагерной постановки. Но о причинах дальнейшего ухода Клавдии от мужа, уже можно только догадываться.
Вторая жена
После амнистии, когда Оболенский приехал в Свердловск, он привёз с собой новую жену. Находясь в ссылке, актёр женился на простой женщине из народа, которая заботилась о нём в трудные времена, обеспечивая быт. Но потом стала обузой, так как хотя и любила Леонида, но выпивала, скандалила, ревновала, и даже поднимала на него руку. Поэтому отъезд в 1962 г. из Свердловска в Челябинск был связан в том числе и с побегом от этих отношений.
Третья жена — Ирина
На закате своей жизни в 1980 г. Леонид Оболенский, проживая в Миассе, познакомился с молодой женщиной Ириной.
Несмотря на большую разницу в возрасте — ей было менее тридцати лет, а ему уже почти 80, Ирина стала женой, другом, помощником великого мастера.
Ирина пришла к Леониду Леонидовичу, чтобы известный артист подготовил её к поступлению в театральный институт, но в итоге осталась совсем. Они поженились.
Конечно, для обывателей Миасса, это был скандальный брак. Ведь разница в возрасте 50 лет кажется запредельной. Но тем не менее они действительно были счастливы вместе.
О красивой любви Ирины и Леонида Оболенских режиссёр Сергей Мирошниченко снял документальный фильм «Таинство брака» (1993).
Смерть
Леонид Оболенский скончался в 1991 году, немного недожив до своего девяностолетия. Похоронен в Миассе на центральной аллее Северного кладбища. На кресте, установленном на могиле актёра, написано имя, полученное при пострижении в монахи: «Инок Лаврентий, в миру Леонид Оболенский».
Незадолго до смерти в том же 1991 году Леониду Оболенскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Реабилитация пришла много позже — 18 октября 2005 г.