Имя при рождении: Мягков Андрей Васильевич |
Дата рождения: 8 июля 1938 г. |
Место рождения: г. Ленинград |
Профессия: советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, писатель |
Дата смерти: 18 февраля 2021 |
Мягков Андрей Васильевич — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, писатель, художник. Заслуженный (1976) и народный артист РСФСР (1986). Удостоен Государственной премии СССР в 1977 г. В 1979 награждён Государственной премией РСФСР им. Братьев Васильевых. Вошёл в историю отечественного искусства как «главный интеллектуальный актёр эпохи XX века». Великий артист, заслуживший народную любовь миллионов советских людей. Широкую известность Андрею Мягкову принесли кинофильмы «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс».
Семья
Андрей Мягков родился в Ленинграде 8 июля 1938 г. в интеллигентной советской семье. Был на два года младше своей сестры Татьяны. Родители их были далеки от мира искусства и кино.
Отец, Василий Дмитриевич Мягков родился в 1908 году. Закончил в 1934 г. Ленинградский институт электрификации и механизации, став инженером-механиком, а в 1940 г. ещё экстерном «Политех». В 30–40-е гг. работал на «Кировском» заводе и на «Большевике». С 1944 по 1952 г. преподавал в Политехническом, а с 1954 по 1973 год в Технологическом институте. Очень много работал, совмещая инженерную и педагогическую деятельность. Большое внимание уделял воспитанию своих детей, был уважаем в семье и на работе. Не стало Василия Дмитриевича в 1978 г. Андрей Мягков тяжело перенёс эту потерю.
Мама, Зинаида Александровна 1913 г. рождения. По образованию инженер-механик. Работала по специальности в Ленинградском полиграфическом техникуме. Её не стало спустя 11 лет после смерти мужа — в 1989 г.
Сестра Андрея, Татьяна Васильевна, родилась 13 декабря 1936 г. в Москве. Жила в Санкт-Петербурге, вышла замуж, родила двух дочерей. Всегда поддерживала с братом хорошие дружеские отношения. О судьбе и жизни Татьяны Васильевны известно мало.
Детство и юность
Андрей Мягков рос в дружной семье. Его раннее детство было беззаботным, пока не случилась война. Со своей семьёй пережил блокаду Ленинграда. Это были самые страшные месяцы его жизни. Вместе с сестрой они думали, что родители просто не хотят есть. На самом деле, мама с папой берегли кусочки чёрствого хлеба для детей.
В 1942 г. семья Мягковых решилась на эвакуацию. Людей увозили по Неве на катерах. Василий Дмитриевич с маленьким Андреем на руках успели сесть в лодку, но маме и сестре места не хватило. Зинаида Александровна успокаивала мужа, что они поплывут на следующем катере. Но отец решил, что лучше, если семья будет держаться вместе, и в последний момент вышел на берег. Этот катер уже доплыл до середины реки Невы, когда в него прилетел снаряд и затонул вместе со всеми пассажирами. Всё это произошло на глазах Андрея и его родных. В эвакуации Мягковы были два года — с 1942 по 1944.
После войны жизнь начала налаживаться. Окончив школу, Мягков решил продолжить учёбу и поступать в театральный институт. Но выбор юноши не разделял Василий Дмитриевич, так как очень хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и учился техническим наукам.
Отец был не против увлечения сына искусством, но говорил: «Надо получить хотя бы одно достойное образование».
Поэтому Андрей Мягков поступил в Ленинградский технологический институт, где в то время преподавал его отец. Учился хорошо, но не забывал о своём увлечении театром.
В 1961 г. успешно окончил вуз, получив направление в институт пластических масс. Некоторое время там работал, пока в Ленинград не приехали преподаватели школы-студии МХАТ в поисках талантливой молодёжи. Мягков решил попробовать свои силы.
Начало творческого пути
В старших классах школы Андрей заинтересовался школьным театром. Стал посещать драматический кружок. Ему давали главные роли, так как юноша уже с ранних лет проявлял актёрские способности.
Учась в Ленинградском технологическом институте, также активно участвовал в творческой самодеятельности. Регулярно выступал в спектаклях и даже выезжал на гастроли. На игру молодого студента обратил внимание один из педагогов Школы-студии МХАТ. Посетив любительскую постановку сказки «Лесная песня», преподаватель отметил хорошую игру Мягкова, предложив поступать в школу-студию МХАТ.
Успешно пройдя отборочный тур, Андрей был зачислен в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького на курс В. П. Маркова.
Отец ничего не имел против выбора сына, но и не верил в большой успех.
Театральная деятельность
Несмотря на высокие достижения в кинематографе, Мягков всегда считал себя больше актёром театра, а не кино.
«Современник»
В 1965 г. Андрей Мягков, окончив школу-студию МХАТ, становится актёром Московского театра «Современник», где прослужит 12 лет.
Вживаясь в каждую роль, чувствуя своего героя в полную силу, артист довольно быстро получил признание коллег и любовь зрителей, которые восхищались его игрой на сцене.
До второй половины 70-х годов Мягков в первую очередь, оставался театральным актёром. Его приглашали на главные роли в свои постановки Олег Ефремов, Галина Волчек, Георгий Товстоногов, Олег Табаков.
Год | Спектакль | Роль |
---|---|---|
1965 | «Голый король» | Генрих (ввод в спектакль) |
1965 | «Белоснежка и семь гномов» | Воскресенье (ввод в спектакль) |
1965 | «Всегда в продаже» | Евгений Кисточкин |
1966 | «Ночная повесть» | Марек, Фотограф |
1966 | «Обыкновенная история» | Александр Адуев, Поспелов |
1967 | «Большевики» | Покровский, Луначарский |
1967 | «Декабристы» | Трубецкой Сергей Петрович |
1967 | «Народовольцы» | Александр Михайлов |
1967 | «Баллада о невесёлом кабачке» | Братец Лаймон |
1967 | «Традиционный сбор» | Игорь |
1968 | «Мастера» | Живко |
1968 | «На дне» | Барон, Актёр |
1971 | «Тоот, другие и майор» | Священник |
1973 | «Восхождение на Фудзияму» | Исабек Мергенов |
1973 | «Балалайкин и Ко» | Редедя, странствующий полководец |
1974 | «Из записок Лопатина» | Вячеслав |
1974 | «Четыре капли» | Денисов |
1976 | «Вишнёвый сад» | Трофимов Пётр Сергеевич, студент |
МХТ им. А. П. Чехова
В 1977 г. Андрей Васильевич Мягков перешёл на службу во МХАТ. А ещё через 10 лет, после раскола театра в 1987 г., остался с Олегом Ефремовым во МХТ им. А. П. Чехова. Здесь прошли его лучшие творческие годы.
Многие спектакли, в которых играл актёр, поставлены по пьесам А. П. Чехова. Запомнился зрителям также по роли Зилова — спектакль «Утиная охота» А. Вампилова, Аладьина — «Перламутровая Зинаида» М. Рощина, Репетилова — в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и по другим известным постановкам.
В спектаклях, поставленным по пьесам А. П. Чехова, Андрей Васильевич играл особенно ярко. Так, за роль Кулыгина в спектакле «Три сёстры» награждён театральной премией К. С. Станиславского на фестивале «Балтийский дом» (1997).
Год | Спектакль | Роль |
---|---|---|
1977 | «Чайка» | Треплев |
1978 | «Три сестры» | Тузенбах |
1978 | «Утиная охота» | Зилов, |
1980 | «Чайка» | Треплев, Тригорин |
1985 | «Дядя Ваня» | Войницкий |
1987 | «Перламутровая Зинаида» | Аладьин |
1990 | «Иванов» | Лебедев Павел Кириллыч, председатель сельской управы |
1992 | «Горе от ума» | Репетилов |
1994 | «Борис Годунов» | Мисаил |
1994 | «Мишин юбилей» | Валерий |
1997 | «Три сестры» | Кулыгин |
1997 | «Путь издалека» | Пориотис |
1999 | «Привидения» | Пастор Мандерс |
2004 | «Мещане» | Бессеменов |
2008 | «Белый кролик» | Элвуд |
Роли в кино
После окончания учёбы Мягкова пригласили в театр «Современник». Здесь молодого талантливого актёра заметил режиссёр Элем Климов, предложив роль в картине «Похождения зубного врача» 1965 г.
Это была первая кинороль Андрея Мягкова. Но в прокат фильм не пропустили из-за цензуры. Только через двадцать лет зрители смогли насладиться игрой любимого актёра в главной роли зубного врача, а также целой плеяды звёзд — Алисы Фрейндлих, Ольги Гобзевой, Веры Васильевой, Игоря Кваши.
В 1968 г. режиссёр Иван Пырьев без проб пригласил Мягкова на главную драматическую роль Алёши в фильме «Братья Карамазовы». Андрей Васильевич снимался в этой картине с уже известными киноактёрами — Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым.
Постановщику картины точно удалось передать нерв, дух романа Достоевского, его смысл и трагедию. Отношения отца и трёх совсем непохожих друг на друга братьев сложны и противоречивы.
Роль монастырского послушника Алёши Карамазова стала любимой для артиста. На Московском международном кинофестивале в 1969 г. картина получила специальный приз, а также номинировалась на «Оскар».
Мягков становился всё более известен широкому кинозрителю. Но настоящую славу ему принесла роль Жени Лукашина в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!».
Советская двухсерийная комедия получила настоящую популярность. Картина была снята в 1975 г. по авторской пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! Или однажды в новогоднюю ночь…», написанной в 1969 г. До экранизации постановка с успехом шла в театрах по всему СССР. Но никто не ожидал, что фильм будет иметь ещё больший успех.
1 января 1976 г. комедию посмотрели свыше 100 миллионов зрителей. После такого признания показ повторили 7 февраля того же года. Смотреть 31 декабря фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» стало ежегодной советской традицией.
На роль Жени Лукашина рассматривались многие популярные киноактёры — Андрей Миронов, Олег Даль, Пётр Вельяминов, Станислав Любшин, Иннокентий Смоктуновский.
Задача была не из лёгких — найти актёра, который мог бы сыграть пьяного, но при этом милого, доброго персонажа. Когда кастинг на роль Лукашина затянулся, и уже необходимо было срочно назначать исполнителя, ассистентка предложила неизвестного актёра Андрея Мягкова.
Рязанов, как только увидел его игру, сказал: «Вот он, тот самый Лукашин».
На момент съёмок фильма «Ирония судьбы, или с Лёгким паром!» Андрею Мягкову было 38 лет. С тех пор образ Жени Лукашина остался с ним на всю жизнь.
Зрители снова смогли увидеть заслужившего их любовь артиста в мелодраме Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Романтичный образ Лукашина Андрей Васильевич кардинально поменял на Анатолия Ефремовича Новосельцева — незаметного скромного работника статиста, мечтающего получить место заведующего отделом, но всегда остающегося в тени успешного Юрия Самохвалова, в исполнении Олега Басилашвили.
Гримёры картины как следует потрудились над образом — усики, нелепые большие очки, старомодный костюм.
Образ Лукашина Новосельцев не побил в популярности, но занял почётное второе место в фильмографии Мягкова.
В главных ролях вместе с Андреем Васильевичем снимались Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова.
Так появился ещё один любимый народом герой. Звёздный состав, безупречная игра актёров, а также интересный сюжет обеспечили картине большой успех у зрителей.
Следующий фильм Эльдара Рязанова, где принял участие Мягков — «Гараж», для съёмок которого режиссёр снова собрал лучших актёров. Картина была снята за рекордные 24 дня.
У Андрея Васильевича была сложная роль — нужно было сыграть молчаливого Хвостова, который потерял голос, но с ожесточением сражается за членство в гаражном кооперативе.
По сюжету из-за строительства трассы количество гаражей было сокращено и получалось, что четверо неудачников будут вычеркнуты из списка. Хвостов — первый на выбывание. В отличие от других актёров, которые кричат, ругаются, спорят, он жестами показывал своё несогласие с правлением кооператива. И довольно успешно!
Комедийная драма написана из реальной истории. Эльдар Рязанов присутствовал на собрании гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», где всё это происходило точь-в-точь. Увиденное режиссёр воплотил в сценарий.
В 1983 г. на киностудии «Мосфильм» выходит советская социальная драма «Летаргия». Мягков здесь уже играет более серьёзного персонажа — учёного Бекасова. Этот образ непохож на предыдущие роли. Но актёру удаётся точно изобразить эгоистическую мещанскую личность. Конец фильма — это полное пробуждение и возвращение к общечеловеческим ценностям.
В том же 1983 г. выходит фильм «Послесловие» режиссёра Марлена Хуциева. Мягков играет в дуэте с Ростиславом Пляттом. Тесть и зять проводят вместе несколько дней, общаясь и не понимая друг друга. Несмотря на кажущееся отсутствие конфликта, происходит противостояние между героями.
Фильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым в 1984 г. по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», мог стоить Андрею Мягкову жизни. Актёр чудом остался жив. В фильме есть сцена, в которой персонаж Андрея, Карандышев, подплывает к пароходу на лодке, где находится его невеста Лариса Дмитриевна, которую сыграла Лариса Гузеева. Неудачно выбрав место для швартовки, актёр угодил в воронку, создавшую лопасти двигателя, и был затянут потоком воды под колесо парохода. Съёмочная группа не на шутку испугалась, но поделать ничего не могла. Но через минуту Андрей Васильевич вынырнул невредимым.
В итоге был снят отличный фильм, который имел огромный успех у зрителей.
Последней работой великого режиссёра Леонида Гайдая был кинофильм «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). Фильм имел большой успех, как и все комедийные работы Гайдая. Андрей Мягков играл в картине одновременно несколько персонажей, изобразив эмигранта дядю Мишу, главаря банды Артиста, Ленина, Сталина, Брежнева. И великолепно справился со всеми ролями.
Одна из последних работ в кино заслуженного актёра, был тот же самый образ врача-хирурга Евгения Михайловича Лукашина в фильме «Ирония судьбы. Продолжение» режиссёра Тимура Бекмамбетова.
Однако теперь не в главной роли, а исполняя папу Кости Лукашина, с которым приключилась такая же история, как и в своё время с его отцом.
Андрей Мягков был великим артистом, мастером перевоплощения, навсегда оставшись символом советского кино в жанре, где одновременно соединяются комическое и серьёзное.
Фильмография
Год | Кинофильм | Роль |
---|---|---|
1965 | «Похождения зубного врача» | Сергей Петрович Чесноков, зубной врач |
1966 | «Симфония, рождённая заново» | Вершинин, композитор |
1967 | «Бедная Лиза» | Эраст |
1968 | «Братья Карамазовы» | Алёша Карамазов |
1969 | «Старый дом» | Александр Герцен |
1971 | «Серебряные трубы» | Аркадий Гайдар |
1972 | «На дне» | Барон |
1972 | «Нежданный гость» | Нечаев |
1972 | «Гроссмейстер» | Хлебников |
1973 | «Надежда» | Ленин |
1974 | «Моя судьба» | Сабуров, сотрудник ЧК |
1975 | «Страх высоты» | Антон Тихомиров |
1975 | «Ирония судьбы, или С «лёгким паром!» | Женя Лукашин, врач-хирург |
1975 | «Из записок Лопатина» | персонаж повести, которую пишет Лопатин |
1976 | «Дни Турбиных» | Алексей Васильевич Турбин |
1976 | «Вы мне писали…» | Юрий Звягин |
1976 | «Отпуск, который не состоялся» | Юрий |
1977 | «Садись рядом, Мишка!» | папа Генки |
1977 | «Служебный роман» | Анатолий Ефремович Новосельцев, старший статистик |
1979 | «Активная зона» | Артем Николаевич, секретарь обкома |
1979 | «Гараж» | Семён Александрович Хвостов, лаборант НИИ |
1979 | «Примите телеграмму в долг» | отец Линёва |
1979 | «Утренний обход» | Лёва Нечаев, врач |
1980 | «Расследование» | Ермилов |
1982 | «4:0 в пользу Танечки» | Пётр Семёнович, директор школы |
1983 | «Гонки по вертикали» | Станислав Тихонов, инспектор МУРа |
1983 | «Летаргия» | Бекасов |
1983 | «Оглянись!» | Психотерапевт |
1983 | «Послесловие» | Владимир Швырков, учёный |
1983 | «Не было бы счастья…» | Анатолий Бреднёв («Аскольд»), журналист |
1984 | «Полоса препятствий» | Виктор Петрович Корабельников |
1984 | «Жестокий романс» | Юлий Капитоныч Карандышев |
1986 | «Последняя дорога» | Дубельт |
1986 | «Человек, который брал интервью» | профессор Нэли |
1986 | «От зарплаты до зарплаты» | Павлищев |
1987 | «Свободное падение» | следователь |
1987 | «Ваш специальный корреспондент» | Ион Браниште |
1987 | «Кувырок через голову» | папа Аси |
1992 | «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» | дядя Миша («Артист»), главарь русской мафии |
1992 | «Виновата ли я…» | Борисов |
1993 | «Осенние соблазны» | Лангмайер |
1998 | «Контракт со смертью» | Игнатовский |
1998 | «Чехов и Ко» (новелла «В пансионе») | Дырявин, учитель математики |
2001 | «Сказ про Федота-стрельца» | Царь |
2004 | «32 декабря» | Сергей Петрович |
2006 | «Кто приходит в зимний вечер» | Николай Иванович Филаретов |
2007 | «Ирония судьбы. Продолжение» | Евгений Михайлович Лукашин, отец Кости |
2010 | «Туман рассеивается» | Владимир Крючков, начальник Первого главного управления КГБ СССР |
Режиссёрские работы
Андрей Мягков также пробовал себя в роли театрального режиссёра, поставив на сцене МХТ имени А. П. Чехова два спектакля:
- «Спокойной ночи, мама» по пьесе М. Норманна (1989);
- «Ретро» А. Галина (2002).
Озвучивание
Обладая приятным тембром голоса, Андрей Васильевич был задействован в озвучании двух фильмов.
- «Фантазия на тему любви» (1980), режиссёра Аида Манасарова — роль, которую играл популярный в то время фигурист Юрий Овчинников.
- «Привет, дуралеи!» (1996) Эльдара Рязанова — озвучка двух персонажей — Юрия Каблукова и Огюста Дерулена, сыгранных клоуном Вячеславом Полуниным.
Литературная деятельность
Помимо съёмок в кино и службе в театре, Андрей Васильевич был ещё и писателем, являясь автором трёх детективов.
- «Сивый Мерин» (2007).
- «Скрипка Страдивари, или Возвращение Сивого Мерина» (2011).
- «Осторожно, стекло! Сивый Мерин. Начало» (2012).
Мягков полушутя говорил, что написал эти книги, так как его жене не хватало интересной литературы.
Книги оказались настолько удачными, что режиссёр Михаил Туманишвили снял по ним четырёхсерийный иронический детектив «Сивый мерин». Главную роль исполнил Александр Домогаров.
«Мне хотелось написать не столько детектив, сколько историю о любви», — признавался Андрей Мягков.
Увлечение живописью
Талант Андрея Васильевича безграничен. Одним из его увлечений была живопись.
Мягков мог рисовать часами, получая удовольствие от процесса. Заняться написанием картин его вдохновила жена. Он писал необыкновенные её портреты.
Картины Андрея Мягкова имели серьёзный художественный смысл. Писал в основном портреты, считая, что именно лицо отражает внутренний мир человека. Рисуя коллег, никогда не стремился приукрасить оригинал, смягчить черты лица.
Среди картин Мягкова есть портреты Анастасии Вознесенской, Галины Волчек, Олега Ефремова, Михаила Горбачёва.
Жизнь и творчество Андрея Васильевича служит подтверждением, что одарённый человек талантлив во всём.
Преподавание
Последние десять лет своей карьеры актёр посвятил именно театральной деятельности, выступая на сцене МХТ им. Чехова. А также обучал молодёжь театральному мастерству в школе-студии.
Личная жизнь
Единственной любимой женщиной Андрея Мягкова была его супруга Анастасия Вознесенская.
Они познакомились в школе-студии МХАТ, когда ему 23, а ей 17 лет. Девушка была настоящей красавицей, имела много поклонников.
Но не заметила, как влюбилась в парня с гитарой, который пел только для неё.
Вспоминая их встречу, актёр говорит, что это была любовь с первого взгляда, одна, единственная, на всю жизнь.
Когда Анастасии исполнилось 20 лет, они с Мягковым поженились и с тех пор никогда не расставались.
Всегда были вместе, прожив в браке 58 лет.
Часто актёр отказывался сниматься в кино, если на роль не утверждали Анастасию. В итоге супруги снялись вместе в 13 картинах.
Они всегда поддерживали друг друга. Работали вместе в театре «Современник», затем во МХАТ.
Детей в этом браке не было — таков был осознанный выбор супругов, так как они полностью посвящали себя работе и творчеству.
Последние годы жизни
Андрей Мягков вёл закрытый образ жизни — избегал журналистов, редко появлялся на публике, не снимался в сериалах, не участвовал в телешоу. Но всё равно оставался одним из любимых киноактёров.
Из-за болезни сердца (в 2009 г. ему заменили сердечный клапан) актёр с 2010 г. перестал сниматься в кино. Последней работой на сцене МХТ им. А. П. Чехова стал спектакль «Белый кролик», где Мягков играл вместе со своей супругой.
В 2013 г. Анастасии Вознесенской стало плохо прямо во время спектакля — поднялось давление, её увезли в больницу. Врачи диагностировали инсульт. Андрей Васильевич не задумываясь, оставил службу в МХТ им. А. П. Чехова, чтобы ухаживать за женой.
Последние годы жизни Андрей Васильевич редко появлялся на публике. В 2018 г. артист отпраздновал 80-летний юбилей, в честь которого на Первом канале показали документальный фильм «Андрей Мягков. Тишину шагами меря» о творческой биографии артиста и его семье. В эфире появился сам юбиляр, его супруга, коллеги и друзья.
Скончался Андрей Мягков 18 февраля 2021 г. Причина смерти — сердечная недостаточность. Церемония прощания с великим актёром прошла в МХТ им. Чехова. Он был любим зрителей и уважаем коллегами. Похоронили артиста на Троекуровском кладбище в Москве.
Анастасия Вознесенская умерла через год — 14 января 2022 г. Была похоронена рядом с мужем.
В память об актёре Андрее Мягкове назвали сквер в Невском районе Санкт-Петербурга, где неподалёку одно время жил артист на Ивановской улице в доме № 36.