Имя при рождении: Евстигнеев Евгений Александрович |
Дата рождения: 9 октября 1926 г. |
Место рождения: г. Нижний Новгород |
Профессия: актёр театра, кино |
Дата смерти: 4 марта 1992 г. Лондон Великобритания |
Евгений Александрович Евстигнеев — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог, народный артист РСФСР (1974) и СССР (1983). Один из лучших артистов XX века, талант которого раскрылся во многих постановках, ролях в кино и телеспектаклях. Зрители любили Евгения Евстигнеева, по достоинству оценив его лучшие работы в фильмах «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «Гардемарины, вперёд!», «Собачье сердце» и в других кинокартинах. В творческой биографии актёра 125 киноролей.
Семья
Родился Евгений Евстигнеев 9 октября 1926 г. в Нижнем Новгороде. Родители — русские по национальности. Отец Александр Михайлович — выходец из деревни Демихово Владимирской губернии. Мать Мария Ивановна Бурмистрова (в девичестве Воробьёва) на 19 лет моложе мужа, с которым они поженились в мае 1925 г. Когда Евгению исполнилось шесть лет, отец скончался.
Из родословной семьи известно, что дед Евстигнеева со стороны матери — псаломщик Иван Воробьёв. Родоначальником рода считается дьякон Иван Антипов из села Кардавиль Арзамасского уезда.
У матери Евгения было три сестры. Одна из них, Елена, вышла замуж за Петра Тимофеевича Чернышёва. После смерти отца Евстигнеева в 1932 г. Мария Ивановна вышла замуж за бывшего мужа своей сестры, которой к тому времени уже не было в живых. Отчим прожил в новой семье 10 лет до своей кончины. С матерью сын поддерживал крепкие отношения в течение всей жизни.
Есть сведения, что у Евстигнеева был сводный брат по отцу Сергей, который служил актёром. Этот факт в какой-то мере объясняет нежелание матери Евгения, чтобы сын пошёл по этому пути.
Ведь семья не имела никакого отношения к театру или другой творческой профессии. Отец работал на заводе «Красная Этна», где позже фрезеровщицей стала и мать.
Детство, юность, учёба
Ещё до начала войны Евгений окончил школу-семилетку. Детство быстро закончилось — жили бедно, надо было помогать семье. Начал работать электромонтёром, но позже решил пойти учиться в дизелестроительный техникум.
Смерть отчима заставила в 17 лет бросить учёбу, чтобы устроиться на работу слесарем. Однако талантливый юноша не мог не проявить себя в творчестве — занимался художественной самодеятельностью, прекрасно музицировал. Это стало важной ступенькой к новой профессии.
Музыкального, очень одарённого молодого артиста в 1946 г. на одном из выступлений заметил директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский, пригласив на учёбу без вступительных экзаменов!
В 1951 г. Евгений получил распределение на работу во Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского.
Но молодой человек не собирался останавливаться — его целью была московская театральная сцена. Усилилось это желание после посещения гастрольных спектаклей Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Поэтому в 1954 г. Евгений отправился в Москву, став студентом этого учебного заведения, куда его взяли сразу на третий курс.
Тогда ему было 28 лет.
Валентин Гафт, тоже студент этого курса, писал так: «Женя был гений!»
Творчество
С 1956 г. начинается полная интересных открытий и поисков творческая карьера Евгения Евстигнеева, которая 13 лет была связана с подмостками нового театра «Современник», а затем с МХАТом, куда артист перешёл в 1971 г. вслед за своим другом О. Н. Ефремовым.
Наряду с этим, Евгений Евстигнеев снимается в кино, работает на радио и телевидении.
Театральная деятельность
Сцене Евстигнеев отдал всю свою жизнь. Премия «Хрустальная Турандот» Евгению Александровичу присуждена посмертно в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру».
В 2003 г. Нижегородскому театральному училищу присвоено имя выпускника этого учебного заведения, выдающегося артиста Евгения Евстигнеева.
Всё начиналось во Владимирском областном театре драмы, где актёр стал одним из основных исполнителей в 14 спектаклях, играя Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Шекспира, почтмейстера Шпекина в гоголевском «Ревизоре», Притыкина в «Варварах» М. Горького и др.
Год | Спектакль Владимирского театра | Роль |
---|---|---|
1951 | «Разлом» Б. А. Лавренёва | третий матрос |
1951 | «Поют жаворонки» К. Крапивы | Володя, шофёр |
1951 | «Снежок» В. А. Любимовой | Джон |
1952 | «Иван да Марья» В. А. Гольдфельда | Княжич |
1952 | «Ревизор» Н. В. Гоголя | почтмейстер Шпекин |
1952 | «Любовь Яровая» К. А. Тренёва | Швандя, Котов |
1953 | «Варвары» М. Горького | Притыкин |
1953 | «Ночь ошибок» О. Голдсмита | Тони Лумкинс |
1953 | «Ромео и Джульетта» Шекспира | Меркуцио |
1953 | «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского | главарь анархистов |
1953 | «Алёша Пешков» И. А. Груздева и О. Д. Форш | дядя Яков |
1953 | «Дуэнья» Р. Б. Шеридана | Мендоза |
1954 | «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова | Иван Терешкин |
1955 | «Соперники» Р. Б. Шеридана | Энтони Эпсолют |
Расцвет таланта Евстигнеева связан с театром «Современник», открывшегося в середине 50-годов XX века в Москве. Здесь среди единомышленников Евгений становится одним из ведущих актёров.
Славу ему приносит главная роль в постановке пьесы Е. Шварца «Голый король». Завершилась его карьера в этом театре ролью Дорна в пьесе А. П. Чехова «Чайка». За весь период работы в Современнике Евгений Евстигнеев сыграл в 25 спектаклях.
Год | Спектакль в Современнике | Роль |
---|---|---|
1956 | «Вечно живые» В. С. Розова | Чернов |
1957 | «В поисках радости» В. С. Розова | дядя Вася |
1958 | «Матросская тишина» А. А. Галича | Абрам Ильич Шварц (спектакль был запрещён после просмотра) |
1958 | «Никто» Э. Де Филиппо | дон Чиро |
1958 | «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова | Захар Захарович |
1959 | «Два цвета» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова | Глухарь |
1959 | «Взломщики тишины» О. Скачкова | Роль |
1959 | «Пять вечеров» А. М. Володина | инженер |
1960 | «Голый король» Е. Л. Шварца | Король |
1961 | «Третье желание» В. Блажека | Старичок и Отец |
1961 | «Четвёртый» К. М. Симонова | Тэдди Франк |
1962 | «Старшая сестра» А. М. Володина | Мединский |
1962 | «Пятая колонна» Э. Хемингуэя | Управляющий |
1962 | «По московскому времени» Л. Г. Зорина | Ларин |
1963 | «Назначение» А. М. Володина | Муравеев |
1963 | «Без креста» В. Ф. Тендрякова | Отец Дмитрий |
1964 | «В день свадьбы» В. С. Розова | Алексей Салов |
1965 | «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова | профессор Аброскин |
1966 | «Обыкновенная история» И. А. Гончарова | граф |
1967 | «Традиционный сбор» В. С. Розова | Усов |
1967 | «Декабристы» Л. Г. Зорина | Чернышёв |
1967 | «Народовольцы» А. П. Свободина | Александр II |
1967 | «Большевики» М. Ф. Шатрова | А. В. Луначарский |
1968 | «На дне» М. Горького | Сатин |
1970 | «Чайка» А. П. Чехова | Евгений Сергеевич Дорн |
В 1971 г. артист переходит в труппу МХАТа, где сразу получает роль Володи в пьесе «Валентин и Валентина». До 1990 г. он был задействован в 18 постановках. Особенно запомнился Евгений Евстигнеев своими работами в чеховских спектаклях:
- «Три сестры» (1977) — Чебутыкин;
- «Иванов» (1976) — Матвей Шабельский;
- «Чайка» (1970) — Евгений Сергеевич Дорн;
- «Дядя Ваня» (1985) — Александр Владимирович Серебряков;
- «Предложение» (1990) — Чубуков.
Год | Спектакль МХАТ | Роль |
---|---|---|
1971 | «Валентин и Валентина» М. М. Рощина | Володя |
1972 | л«Сталевары» Г. К. Бокарева | Пётр Хромов |
1973 | «Старый Новый год» М. М. Рощина | Иван Адамыч |
1974 | «Медная бабушка» Л. Г. Зорина | Соболевский |
1975 | «Эшелон» М. М. Рощина | Фёдор Карлыч |
1975 | «Заседание парткома» А. И. Гельмана | Соломахин |
1975 | «Нина» А. Д. Кутерницкого | Желвин |
1976 | «Три сестры» А. П. Чехова | Иван Романович Чебутыкин |
1976 | «Иванов» А. П. Чехова | Матвей Семёнович Шабельский |
1977 | «Обратная связь» А. И. Гельмана | Владимир Борисович Окунев |
1978 | «Горячее сердце» А. Н. Островского | Тарас Тарасыч Хлынов |
1979 | «Мы, нижеподписавшиеся…» А. И. Гельмана | Юрий Николаевич Девятов |
1979 | «Кино» И. Чурки | Хайтмански |
1982 | «Чайка» А. П. Чехова | Евгений Сергеевич Дорн |
1985 | «Дядя Ваня» А. П. Чехова | Александр Владимирович Серебряков |
1985 | «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина | Выборнов |
1987 | «Колея» В. К. Арро | Пришвин |
1987 | «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина | Табак |
1990 | «Чеховские страницы» А. П. Чехова | Чубуков (Предложение) |
Роли в кино
Историю российского кинематографа невозможно представить себе без Евгения Евстигнеева. Именно кино раскрыло многогранность таланта артиста, одарённость и неповторимость его творческого амплуа.
До 1964 г. Евгений Евстигнеев снялся в 13 картинах, но эти работы были проходными и не сделали его имя известным. Роли играл только эпизодические. Исключением стал фильм «Никогда» (1962) режиссёра Петра Тодоровского, в котором Евстигнеев совместно с Нинель Мышковой сыграли главные роли. Персонаж Евгения — Александр Алексин, директор судостроительного завода. Справился киноактёр блестяще, показав героя сильного, жёсткого в общении и в стиле руководства, обречённого на одиночество.
Изменил кинематографическую судьбу артиста фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», где Евгений Евстигнеев сыграл начальника пионерского лагеря товарища Дынина, бюрократа и подхалима. Роль прославила актёра, открыв путь в большое кино.
В 1965 г. вышел новый фильм с Евгением Евстигнеевым в главной роли — экранизация романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», но даже участие такого артиста не спасло фильм, который получился неудачным.
В комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) Евгений Евстигнеев появился в эпизодической роли. Но актёр вновь удивил способностью создать полнокровный, удивительно правдоподобный образ. Точное видение характера, безошибочное чутьё сделали роль руководителя любительского театра одной из лучших в фильме, которая не потерялась в прекрасном актёрском составе, ведь рядом работали И. Смоктуновский, О. Ефремов, А. Папанов, А. Миронов и другие известные артисты.
Режиссёр Эльдар Рязанов снова пригласил сниматься Евгения Евстигнеева в фильм «Зигзаг удачи» (1968) на роль Ивана Степановича Калачёва, директора автобазы. Теперь коллегами были Валентина Талызина, Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Георгий Бурков.
Палитра актёрского мастерства Евстигнеева позволяла ему создавать образы не только комедийные, но и драматические. Как в фильме «Бег» (1970) режиссёров А. Алова и В. Наумова, поставленного по пьесе М. Булгакова. В нём Евгений Евстигнеев исполнил роль Парамона Ильича Корзухина. В тандеме с другим прекрасным актёром Михаилом Ульяновым (генерал Чарнота) артист создал колоритный образ человека, оказавшегося в начале двадцатых в эмиграции, пережившего её тяготы и возвращающегося в Советскую Россию.
В 1971 г. Евгений Евстигнеев снимается вместе с Юрием Никулиным и Ольгой Аросевой в картине Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» в роли энергичного инженера Валентина Петровича Воробьёва — человека авантюрного склада, предлагающего невероятный план спасения от ухода на пенсию пожилого следователя. За первый год проката «Старики-разбойники» посмотрели свыше 30 миллионов зрителей.
В новой комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) актёр сыграл роль хромого кладоискателя. Евгений Евстигнеев, единственный из русских киноактёров, играл итальянца. В Италии фильм прошёл незаметно, зато в СССР картину посмотрели более 50 миллионов зрителей.
В том же 1973 году на главном телеканале страны начался показ фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», который имел оглушительный успех. История советского разведчика Штирлица привлекала к экранам огромную зрительскую аудиторию. Среди выдающихся актёров, участвовавших в съёмках, также был Евгений Евстигнеев, сыгравший роль профессора Вернера Плейшнера, брата антифашиста, с которым сотрудничал Штирлиц.
Профессор уже побывал в концлагере, но нашёл в себе силы, чтобы выполнить поручение разведчика. Маленький, скромный, в чём-то нелепый человек, трогательный и по-детски наивный, едет в Берн, где трагически погибает. Актёр создал запоминающийся образ, сумев раскрыть всю гамму чувств Плейшнера — от его опьянения свободой до страшного осознания своей ошибки и неизбежности смерти.
В фильме «По семейным обстоятельствам» Евстигнеев снялся в 1977 г. В картине также играли Евгения Ханаева, Галина Польских, Евгений Стеблов и др. Актёру досталась роль художника Николая, который женится на Галине Аркадьевне, оказываясь между двух огней — матерью и женой. Сам актёр признавался, что не хотел сниматься в этом фильме, но потом заинтересовался лирической историей любви людей среднего возраста. Ради Евстигнеева режиссёр специально увеличил количество сцен, где появлялся герой Евгения Александровича.
Запомнился артист и блестящим исполнением вора в законе Петра Ручникова в телефильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979), создав образ самоуверенного, презирающего закон человека, не теряющего самообладания даже в момент поражения.
В 1980 г. вышел комедийный фильм «Старый Новый год», где Евгения Евстигнеева зритель увидел в роли Ивана Адамыча, который во время развития сюжета успевает поучаствовать в новогодних застольях разных семей. Возникает ощущение, что этот человек знает всё обо всех. Он странен и чудаковат, но желает лишь творить добро.
В середине 80-х годов фильмы с участием Евгения Евстигнеева появляются постоянно. В музыкальной сказке по мотивам пьес Евгения Шварца «Сказки старого волшебника» (1984) зрители увидели артиста в облике нового короля. Звёздный состав актёров — Игорь Кваша, Михаил Светин, Сергей Юрский, Татьяна Васильева, Армен Джигарханян и другие артисты, но Евгений Евстигнеев не затерялся, сыграв роль короля-самозванца.
В том же году появился фильм-мелодрама «Ещё люблю, ещё надеюсь» с немного смешным героем Василием Васильевичем, которого актёр показывает добрым, трогательным, способным любить всю жизнь одну женщину Агнессу. Партнёром артиста стала Тамара Сёмина. Для своего героя Евгений Евстигнеев находит новые краски, позволившие вызвать у зрителей симпатию к человеку, который сумел стать нужным любимой и её близким.
Музыкальная драма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» (1985) рассказывала историю о человеке, прожившем жизнь, познавшем славу и забвение. Когда-то известный артист, мастер степа Алексей Беглов теперь одинок и никому не нужен.
Он переживает драму стареющего, больного человека. Эта история не могла не задеть зрителя за живое. Кроме того, в фильме актёр исполняет незатейливую песню прошлых лет, подкупая своей искренностью и человечностью. Партнёром артиста стал Александр Панкратов-Чёрный.
Роль вице-канцлера Бестужева в знаменитом фильме «Гардемарины, вперёд!» (1987) далека от комедии и мелодрамы. Перед нами царедворец, человек недюжинного ума, сложный и непредсказуемый. Это один из наиболее интересных образов в картине. Создавая портрет исторической личности, играл Евгений Евстигнеев гениально. Он уже очень болел, не мог репетировать, но входил в кадр и делал всё блестяще.
Фильм Владимира Бортко «Собачье сердце» (1988) во всю мощь раскрыл талант актёра в образе профессора Филипп Филипповича Преображенского, совершившего революцию в медицине, превратив собаку в человека.
Евгению Евстигнееву удалось показать, как меняется профессор в течение развития событий — от решительного, уверенного в себе учёного с мировым именем, знающего себе цену, свободно высказывающего своё мнение, до человека не справляющегося с Шариковым, глубоко понимающего совершённую ошибку и пытающегося её исправить.
Уже в 1991 г. актёр снялся в фильме «Ночные забавы», где оказался на площадке вместе с Валентином Гафтом, Альбертом Филозовым, Ириной Алфёровой, Александрой Колкуновой, исполнив роль старого саксофониста Александра Андрюшенко, неожиданно для себя втянутого в непростую семейную ситуацию.
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1957 | Поединок | Петерсон |
1958 | Васисуалий Лоханкин (короткометражный) | Васисуалий Лоханкин |
1959 | Баллада о солдате | водитель грузовика |
1959 | Три рассказа Чехова (новелла «Анюта») | художник |
1961 | В трудный час | сосед Ольги |
1961 | Любушка | Филипп |
1961 | Человек идёт за солнцем | Николай Черных, мотоциклист |
1961 | Девять дней одного года | Николай Иванович |
1962 | Никогда | Александр Иванович Алексин |
1962 | Молодо-зелено | Жохов, священник |
1963 | Им покоряется небо | Иван Сергеевич |
1963 | Сотрудник ЧК | Марков |
1963 | Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён | товарищ Дынин, начальник пионерского лагеря |
1964 | Хотите — верьте, хотите — нет… | сосед-профессор |
1964 | Верьте мне, люди | Костиков («Татуированный») |
1964 | Верность | Иван Терентьевич |
1965 | Знойный июль | следователь |
1965 | Гиперболоид инженера Гарина | Пётр Петрович Гарин |
1965 | Строится мост | Синайский |
1965 | Скверный анекдот | Пралинский |
1966 | Старшая сестра | Огородников |
1966 | Всадник над городом | дядя Владя |
1966 | Берегись автомобиля | Евгений Александрович, режиссёр народного театра |
1966 | Крылья | Миша |
1966 | Они живут рядом | Данилов |
1967 | Стюардесса (короткометражный) | пьяный пассажир |
1967 | Золотой телёнок | Александр Иванович Корейко |
1968 | Штрихи к портрету В. И. Ленина (фильм 2-й «Полтора часа в кабинете В. И. Ленина. 1918») | А. В. Луначарский |
1968 | Всего одна жизнь | Г. В. Чичерин |
1968 | Зигзаг удачи | Иван Степанович Калачёв, директор автобазы, жених Алевтины |
1968 | Это было в разведке | фотограф |
1969 | Старый дом | Яковлев |
1969 | Мосты через забвение | человек с гвоздями |
1969 | Странные люди (новелла «Братка») | брат Васьки |
1969 | Обвиняются в убийстве | Спиридонов, капитан, участковый инспектор милиции |
1969 | Чайковский | Герман Ларош |
1969 | Свой | Георгий Ефимович |
1969 | Бег | Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма |
1970 | Старики-разбойники | Валентин Петрович Воробьёв, инженер, лучший друг Мячикова |
1971 | Вся королевская рать | Ларсон |
1971 | Достояние республики | Витоль |
1971 | Ход белой королевы | Дрыжик |
1971 | Командир счастливой «Щуки» | Степан Лукич |
1972 | Приваловские миллионы | Иван Яковлевич |
1972 | Учитель пения | инспектор жилконторы |
1972 | Семнадцать мгновений весны | Вернер Плейшнер, профессор |
1973 | Нейлон 100 % | Евгений Андрианович Бадеев, стоматолог |
1973 | Невероятные приключения итальянцев в России | хромой итальянец-кладоискатель |
1973 | Старая крепость | С. В. Петлюра |
1973 | Дача | Фёдор, художник |
1973 | Моя судьба | Тимофей Кожухов / Павел Тимофеевич Кожухов |
1973 | Жребий | профессор |
1974 | Последнее лето детства | Валентин Валентинович Навроцкий, начальник снабжения |
1974 | Ещё можно успеть | Сеглин |
1974 | На ясный огонь | Пирамидов |
1975 | Потрясающий Берендеев | отец Берендеева |
1975 | Вкус халвы | визирь |
1975 | Гамлет Щигровского уезда | Фёдор Михеич |
1975 | Вариант «Омега» | Симаков |
1975 | Легенда о Тиле | священник |
1976 | Дни хирурга Мишкина | Филипп Иванович |
1976 | Жизнь и смерть Фердинанда Люса | Дигон |
1976 | Повесть о неизвестном актёре | Пал Палыч Горяев |
1976 | Подранки | сторож |
1976 | Про Красную Шапочку | Звездочёт |
1977 | Нос | чиновник газетной экспедиции |
1977 | Переезд (короткометражный) | дядя Федя, работник технической службы железной дороги |
1977 | По семейным обстоятельствам | Николай, художник |
1977 | Кровь и пот | Чернов, генерал |
1978 | С любимыми не расставайтесь | Хомак |
1979 | Примите телеграмму в долг | Георг, отец Сашеньки |
1979 | Место встречи изменить нельзя | Пётр Ручников («Петька Ручечник»), вор в законе |
1979 | Чёрная курица, или Подземные жители | батюшка, учитель богословия |
1980 | Старый Новый год | Иван Адамыч, вездесущий сосед |
1980 | Атланты и кариатиды | Сосновский |
1980 | Рождённые бурей | Хейзе, полковник |
1981 | Любимая женщина механика Гаврилова | дядя Риты |
1981 | Не хочу быть взрослым | актёр, волнующийся в длительном ожидании съёмки на телевидении |
1982 | Демидовы | Никита Демидович Антуфьев |
1983 | Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа | герцог |
1983 | Мы из джаза | «Папа», вор-карманник |
1983 | И жизнь, и слёзы, и любовь | Степан Степанович (Стаканыч) |
1983 | Ещё люблю, ещё надеюсь | Василий Васильевич |
1984 | Сказки старого волшебника | новый король |
1984 | Предел возможного | Профессор Куликов |
1984 | Перикола | вице-король |
1984 | Прохиндиада, или Бег на месте | зритель в зале |
1984 | Человек с аккордеоном | Лопатин |
1985 | Зимний вечер в Гаграх | Алексей Иванович Беглов, степист |
1985 | Ты кто?.. (короткометражный) | дядя Сарай |
1985 | Моонзунд | фон Эссен, адмирал |
1987 | Гардемарины, вперёд! | А. П. Бестужев, вице-канцлер |
1987 | Следопыт | Сахем племени сенеков |
1987 | Джек Восьмёркин | Кацауров, адмирал |
1987 | Собачье сердце | Филипп Филиппович Преображенский |
1988 | Новые приключения янки при дворе короля Артура | архиепископ |
1988 | Ёлки-палки! | Юрий Викторович |
1988 | Город Зеро | хранитель музея |
1989 | Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным | М. И. Калинин |
1989 | Биндюжник и Король | Никифор, кучер |
1989 | Канувшее время | Василий Данилович Челышев, академик |
1990 | Яма | председатель суда |
1990 | Путь (документальный) | пожилой господин |
1990 | Шапка | Константин Баранов, писатель |
1990 | Десять лет без права переписки | Исай Львович, профессор |
1990 | Сукины дети | Андрей Иванович Нанайцев |
1990 | По прозвищу «Зверь» | старый зэк |
1990 | Виват, гардемарины! | Алексей Петрович Бестужев, вице-канцлер |
1991 | Ночные забавы | Александр Григорьевич Андрющенко, саксофонист |
1991 | Гардемарины III | Алексей Петрович Бестужев, канцлер |
1992 | Глас вопиющий | палач |
1992 | Как живёте, караси? | Анатолий, диссидент, карась-эмигрант |
1992 | Сны о России | Буш, придворный садовник |
1992 | Лавка «Рубинчик» и… | «профессор» (последний фильм) |
1996 | Ермак — Иван Грозный | Иван Грозный (фильм закончен после смерти Евстигнеева) |
Телеспектакли
Телеспектакли с участием Евгения Евстигнеева начали появляться в конце 60-х годов XX века. Всего их вышло 12, причём один из них — «Игроки-XXI» (1993), появился на экранах уже после смерти актёра.
Год | Название телеспектакля | Роль |
---|---|---|
1969 | Ждите моего звонка | |
1972 | Былое и думы (6-я серия «Владимир-на-Клязьме») | Трензинский |
1972 | Былое и думы (8-я серия «Новгород») | чтец |
1972 | На дне | Сатин |
1977 | А. П. Чехов. Три сестры | Иван Романович Чебутыкин |
1977 | Заседание парткома | Лев Алексеевич Соломахин |
1978 | Мораль пани Дульской | Пан Дульский |
1981 | Этот фантастический мир. Выпуск № 6 (телеспектакль) («Уровень шума») | Кеннет Беркли |
1983 | В городе хорошая погода… | секретарь райкома Василий Сергеевич |
1983 | Человек из страны Грин | Франк Давенант |
1984 | Три сестры | Иван Романович Чебутыкин |
1987 | Игра в детектив | инспектор полиции |
1992 | Вишнёвый сад | Фирс |
1993 | Игроки XXI | Михаил Глов |
Киножурнал «Фитиль»
Без артиста не обошёлся и популярный в СССР сатирический журнал «Фитиль». Евгений Александрович снялся в отдельных эпизодах трёх выпусков:
- «Вечер воспоминаний» (1972, № 124) — алкоголик-дебошир;
- «Жертва гостеприимства» (1972, №125) — Дед Мороз;
- «Без дураков» (1976, № 168) — чиновник-бюрократ.
Озвучивание мультфильмов
Характерный голос Евгения Евстигнеева звучал в детских мультфильмах. В ленте «Бравый инспектор Мамочкин» (1977) им озвучена роль инспектора ГАИ. В кукольном мультфильме «Как Тоску одолели» (1978) — рассказчика-повествователя.
Почти через 8 лет в мультфильме «Чертёнок с пушистым хвостом» (1985) два невезучих пса «говорили» голосами Евгения Евстигнеева и Бориса Новикова. Также актёр дублировал Ворона в чехословацком мультфильме «Маленькая колдунья» (1986).
Озвучивание фильмов
Голос актёра звучал и в некоторых кинолентах, в том числе и документальных. В фильме «Деловые люди» его голосом разговаривал один из горожан. В картине «Мангышлак. Начало пути» (1966) Евстигнеев читает текст от автора, как и в документальном фильме «Кузнец Огнев» (1972). В малоизвестной ленте «Она с метлой, он в чёрной шляпе» актёр озвучивал Ворона. Голос Евгения Евстигнеева звучал также за кадром в драме «Арбитр» (1992).
Радиоспектакли
Поскольку для советского человека радио было важнейшим средством информации, оно становилось источником культуры — по радио звучали страницы прозы и поэзии, классическая музыка. Поэтому неслучайно начиная с 1956 г. Евгений Евстигнеев участвовал в радиопередаче «Театр у микрофона». Узнаваемый всеми голос звучал в радиоэфире вплоть до начала девяностых.
Последними спектаклями, в которых участвовал артист, стали радиопостановки по книге И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и Аркадия Аверченко «Осколки разбитого зеркала». Всего в копилке Евстигнеева 74 такие работы на радио.
Личная жизнь
Семейная жизнь Евгения Александровича была непростой, полной драматических событий — трижды женат, дважды становился отцом.
Первая жена — Галина Борисовна Волчек
С Галиной Волчек Евгений Евстигнеев познакомился в Школе-студии МХАТ. К 28 годам он стал уже актёром Владимирского драматического театра, поэтому поступил в школу-студию сразу на третий курс.
Скромный провинциал, плохо одетый, с лысиной на голове был одним самых из талантливых студентов курса. Евгений Евстигнеев сразу покорил сердце Галины.
Девушка происходила из интеллигентной семьи, отец — Борис Волчек оператор, режиссёр, мама Вера Маймина — сценарист. Решение дочери выйти замуж ещё в недавнем прошлом за слесаря завода «Красная Этна» не увенчались успехом. Но Галина назло родителям влюбилась в молодого актёра и не сомневалась в своём выборе.
Поженившись в 1955 г. практически в момент основания театра «Современник», актёры вместе преодолевали творческие и бытовые трудности. Своего жилья у молодых не было, долгое время скитались по съёмным квартирам, но при этом были счастливы.
Оттепель 50-х дала толчок развитию новых творческих идей, иновационных мыслей. Выпускники и студенты школы-студии МХАТ организовали «Студию молодого актёра», куда вошли идейные вдохновители Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек и другие.
Закладывались первые кирпичики знаменитого театра «Современник». Пьесу «Вечно живые» репетировали в квартире Волчек.
В постановке участвовали вместе. Галина играла развязную «Нюрку-хлеборезку», а Евгений — администратора филармонии. Затем будут совместные работы в театре — «В поисках радости», «Два цвета», «Голый король», в кино — «Строится мост».
Однако через неполные десять лет семья распалась из-за увлечения Евстигнеева молодой актрисой Лилией Журкиной. Галина не смогла простить предательства, и в 1964 г. супруги развелись. Волчек, пережив Евстигнеева на 29 лет, ушла из жизни в 2019 г., похоронена была на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы бывшего мужа.
Сын — Денис Евгеньевич Евстигнеев
В ноябре 1961 г. у супругов родился сын Денис. Мальчику было 3 года, когда родители расстались, поэтому его воспитанием занималась Галина Волчек и её второй супруг Марк Абель.
Денис Евгеньевич окончил в 1983 г. операторский факультет ВГИКа. Стал известным кинооператором и продюсером.
Одна из его работ — «Сказки старого волшебника», в которой снимался отец. Пробовал свои силы как режиссёр-постановщик. Многие проекты Дениса Евстигнеева отмечены премиями и наградами, в том числе Государственной премией СССР (1991) за операторскую работу в фильме «Слуга». Сейчас продолжает продюсировать ряд успешных проектов.
Дважды женат. Первый брак с Татьяной Цыплаковой продлился 7 лет, детей в этом союзе не было. Супруги разошлись (1992), когда Денис увлёкся Аликой Смеховой.
Во второй раз Денис Евгеньевич женился на приёмной дочери Зиновия Гердта Екатерине. Её сын Орест от первого брака с Валерием Фокиным — пасынок Евстигнеева. С кино он никак не связан, по специальности — юрист.
Вторая жена — Лилия Дмитриевна Журкина
Лилия Журкина была актрисой театра «Современник», где познакомилась с Евстигнеевым.
Очень красивая, моложе Евгения на 11 лет. К моменту знакомства Лиля находилась замужем за скульптором Олегом Иконниковым.
Евстигнеев начал ухаживать за молодой актрисой.
Начавшийся роман, который Евстигнеев и Журкина тщательно скрывали, закончился уходом Евгения Александровича из первой семьи. Лилия только с пятого раза смогла развестись с мужем.
Евгений и Лилия поженились после трёх лет совместной жизни (1966). В 1968 г. родилась дочь Маша. Журкина была вместе с Евстигнеевым 23 года — с 1966 по 1986 г.
Вначале влюблённые были очень счастливы. Евгений Евстигнеев набирал популярность, играя в театре и кино, а у Лилии карьера не сложилась.
Актрисе пришлось уйти из Современника, так как там работала Галина Волчек. Когда Евстигнеев перешёл во МХАТ, то Олег Ефремов согласился принять в труппу и новую избранницу коллеги.
Лиля служила во МХАТе с 1975 по 1982 г., но значительных запоминающихся ролей она не получала.
В кино ей тоже предлагали только эпизодические роли. Когда-то красивая женщина снимается только вместе с мужем.
Фильм «Старый Новый год» (1980) один из совместных работ пары. В музыкальной картине «Перикола» (1984) актриса появилась на экране последний раз.
Из-за невостребованности Лилии Журкиной в профессии, зависти к успехам мужа, неустроенности в семейной жизни отношения между супругами стали ухудшаться.
Последние годы брака Евстигнеев много работал, появлялся дома крайне редко. У востребованного актёра начинаются романы на стороне. Жена страдала, переживала, часто болела, на нервной почве у неё обострился псориаз, попала в больницу. Лилия Журкина умерла в 1986 г., не дожив и до пятидесяти лет. Похоронена в Москве на Кунцевском кладбище.
Дочь — Мария Евгеньевна Селянская
Детство Маши было счастливым.
В 1973 г., когда девочке исполнилось 5 лет, сыграла вместе с родителями в картине «Нейлон 100%».
Девушка в Москве окончила школу и в 1987 г. поступила в Школу-студию МХАТ, решив связать свою жизнь с профессией актёра.
Училась и работала в театре, снималась в кино. Первый муж — звукорежиссёр Андрей Селянский, фамилию которого Мария взяла. Но этот брак быстро распался.
С 1990 г. Мария работала в театре «Современник» вместе с мужем Максимом Разуваевым.
Во втором браке, у неё в 1995 г. родилась дочь Софья. В последние годы Мария служит в театре «Современник», снимается в сериалах и мелодрамах.
Внучка — Софья Максимовна Евстигнеева
У Марии Селянской во втором браке родилась дочь Софья, взявшая потом фамилию деда.
С детства увлекалась бальными танцами, достигнув больших успехов, и сначала не собиралась становиться театральной актрисой. Отправной точкой стало выступление Софьи в театре «Современник», когда надо было помочь маме сыграть юную Марию Селянскую, которая участвовала в спектакле Гарика Сукачёва «Анархия». Так шестнадцатилетняя девушка влюбилась в профессию актрисы.
С 2017 г. Софья работает в МХТ им. А. П. Чехова, куда поступила после окончания актёрского факультета Школы-студии. В настоящее время много работает в театре и в кино, продолжая актёрскую династию Евстигнеевых.
Третья жена — Ирина Цывина
С Евгением Александровичем Ирина Цывина познакомилась в школе студии МХАТ.
Евстигнеев был преподавателем, она — студенткой. Евгений не предполагал, что эта девушка станет его последней любовью.
В искренность чувств Ирины никто не верил, так как девушке было всего 20 лет, а её немолодому избраннику уже 57. Сначала влюблённым приходилось скрываться, но чувства переполняли обоих.
Через год после ухода из жизни второй жены Евстигнеева — Лилии Журкиной, они поженились и оставались вместе до трагического 1992 г., когда Евгений Александрович скончался.
Больше Ирина Цывина не смогла наладить личную жизнь, хотя пыталась это сделать. В 1993 г. вышла замуж за актёра Георгия Пусепа, уехав с ним в США.
В браке родилось двое детей — сын Евгений и дочь Зина. Однако семья распалась, Цывина вернулась в Россию, начала сниматься в сериалах, но ничего запоминающегося так и не сыграла.
Не сложилась и дальнейшая личная жизнь, хотя были ещё две неудачные попытки замужества. Нереализованность в профессии сделали своё дело — актриса злоупотребляла алкоголем.
Вдова Евгения Евстигнеева страдала депрессией, употребляла антидепрессанты, которые могли стать причиной смерти. В апреле 2019 г. скончалась в возрасте 55 лет от кардиомиопатии. Могила Ирины Цывиной находится на Троекуровском кладбище в Москве.
Последние годы жизни
Напряжённая работа, события личной жизни не могли не сказаться на здоровье актёра. Уже в 1980 г. он перенёс первый инфаркт, а через 6 лет после кончины второй жены — ещё один. Сердце, болезнь которого и станет причиной смерти актёра, требовало лечения, отдыха. Однако актёр работал на пределе до самого конца.
Незадолго до смерти снимался в пяти картинах. Последним фильмом, где играл Евгений Александрович, стал «Ермак» режиссёров В. И. Ускова и В. А. Краснопольского, где исполнил сложную роль царя Ивана Грозного.
Евстигнеев по-прежнему выходил на сцену, преподавал. Но здоровье ухудшалось, требовалось оперативное вмешательство. Поэтому решили ехать в одну из клиник Лондона, куда вместе с женой актёр прибыл накануне операции, однако так и не дожил до неё, скончавшись во время очередного сердечного приступа.
Тело Евгения Евстигнеева привезли в Москву, 8 марта доставили в Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а 9 марта 1992 г. прошло отпевание, потом церемония прощания во МХАТе и погребение на Новодевичьем кладбище. Место, где похоронен Евстигнеев, выделено на участке № 10 по личному указанию тогдашнего премьера правительства Москвы Ю. М. Лужкова.
Интересные факты о Евгении Евстигнееве
Удивительно, что внешность такого востребованного актёра не отличалась красотой — невысокого роста (169 см), немного сутулый. Рано начала проявляться лысина. Но это совершенно не мешало ему стать лучшим артистом кино и театра, а также иметь успех у женщин.
Евгений Евстигнеев был очень музыкально одарённым, в юности играл на ударнике в джазовом ансамбле, виртуозно мог отбить ритм, например, вилками. В одном из эпизодов фильма «Никогда» делает это как заправский барабанщик. Сохранилась запись выступления Евстигнеева, играющего на вилках вместе с Петром Тодоровским, аккомпанирующим на гитаре.
О чувстве юмора Евгения Александровича ходили легенды. Известны многочисленные истории, которые это доказывают. Многие из них рассказывались самим актёром, а также его друзьями. Однажды Олег Ефремов, исполнявший роль Николая I, должен был произнести: «Я в ответе за всё и за всех». Но Ефремов отвлёкся и, сбившись, сказал: «Я в ответе за всё и за свет» Евгений Александрович, которому нужно было отвечать на эту фразу, задумался на миг, а потом продолжил, развивая тему: «И за газ, и за воду, Ваше Величество?..».
Во время съёмок фильма «Старики-разбойники» Юрий Никулин, который знал, что Евстигнеев не очень внимательно изучает сценарий, поинтересовался, подготовился ли тот к завтрашнему дню. «А что у нас завтра?» — спросил актёр. «Как ты забыл сценарий? — ответил Никулин. — Мы же завтра прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью — мало ли что!». Евстигнеев немедленно отправился к Рязанову с просьбой заменить его дублёром, а режиссёр долго не мог разобраться, о каких парашютах идёт речь, пока оба не поняли, что над ними подшутили.
Чтобы помнили…
Евстигнеева считают актёром удивительного дарования. Евгений Александрович очень много успел сделать, хотя прожил недолго. Больше всего память о нём увековечена в родном городе великого актёра — в Нижнем Новгороде.
- Три мемориальных доски установлены в местах, которые связаны с жизнью артиста.
- Нижегородское театральное училище с 2003 г. носит имя Е. А. Евстигнеева.
- На знаменитой Покровке (Большая Покровская), пешеходной улице в Нижнем, недалеко от драмтеатра им. Горького установлен памятник Евстигнееву.
- На Верхне-Волжской набережной в 2021 г. открыли скульптурную композицию — Евгений Александрович в роли профессора Преображенского и собака Шарик.
- В городе Владимире, где несколько лет работал артист, учреждена ежегодная премия имени Е. А. Евстигнеева, которая присуждается за достижения в области театрального искусства во Владимирской области.
- В 2013 г. изменилась и могила Евстигнеева — снесли старый памятник и установили новый, изображающий актёра, который сидит на лавке и курит (курение не бросал даже во время болезни).
В 2026 г. Евгению Евстигнееву исполнится 100 лет. Нет сомнений в том, что юбилей актёра будет широко отмечаться. Люди разных поколений вновь смогут прикоснуться к творчеству великого артиста.