Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко |
Дата рождения: 12.11.1935 |
Дата смерти: 30.03.2011 |
Место рождения: г. Харьков, СССР |
Профессия: советская и российская актриса, певица, режиссёр, сценарист, писатель |
Людмила Гурченко — советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степени. Наибольшую известность ей принесли работы в фильмах «Карнавальная ночь», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Старые клячи». Одна из самых известных отечественных актрис, икона стиля и признанный символ эпохи советского и российского кинематографа.
Детство и семья
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 г. на Украине в Харькове. Отец будущей звезды кино — Марк Гаврилович, происходил из крестьянской семьи. В родной деревне Дунаевщина под Смоленском он пас лошадей, потом перебрался в Кривой Рог, где учился в техникуме и работал на шахтах. А в 1932 г. переехал в Харьков, где врождённая музыкальность и умение играть на баяне помогли ему устроиться в Харьковский музыкальный институт, а позже в филармонию.
Настоящая фамилия отца — Гурченков. Но когда в Харькове он получал паспорт, то был записан на украинский манер — Гурченко.
В школе, где Марк подрабатывал аккомпаниатором, он познакомился с ученицей девятого класса Леной Симоновой. Мать Елены, дворянка, внучка репрессированного директора гимназии в Москве Александра Прокофьевича Симонова, представителя древнего дворянского рода, не приняла бывшего пастуха. Её раздражал простонародный говор избранника дочери, а также их 20-летняя разница в возрасте. Но юная Лена проявила силу характера и без согласия матери вышла замуж за Марка. А осенью 1935 года у них родилась дочь.
Елена так и не окончила школу, она помогала мужу проводить музыкальные вечера, утренники, праздники. Поэтому с ранних лет маленькая Люся видела сцену — родители часто брали её с собой на концерты.
Сама Людмила Марковна позже расскажет, что отец хотел назвать её Люси, как героиню популярного в то время фильма «Акулы Нью-Йорка». Но в загсе ему объяснили, что в СССР такого имени нет, и предложили назвать Людмилой. Так кинематографическое имя стало родным для девочки.
Людмила Марковна позже назовёт довоенные годы самым счастливым временем. В их однокомнатной квартире в Мордвиновском переулке всегда было многолюдно. Отец виртуозно играл на баяне, мама пела, а маленькая Люся читала стихи и била чечётку перед гостями. Первыми гонорарами юной артистки были конфеты.
Когда началась война, Марк ушёл на фронт, захватив с собой баян.
«А вместе с ним унёс самые прекрасные песни, самый светлый праздник — Первое мая, самое лучшее в жизни время», — вспоминала актриса.
Люся с мамой оказались в оккупированном Харькове. Девочке пришлось кормить себя и мать — она выступала перед немцами, пела песенки из немецких фильмов и русскую «Катюшу». А солдаты делились с ней остатками еды.
В 1943 году Харьков был освобождён и 1 сентября Люся пошла учиться в первый класс. А на следующий год поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена. Девочка твёрдо решила связать свою жизнь с музыкой.
Начало творческого пути
Ещё в школьные годы у девочки проявился актёрский талант, она была душой всех утренников и самодеятельных спектаклей. При этом девушка слыла первой модницей — вечерами сама перешивала мамины платья, добавляя к ним умопомрачительные воланы и рюши.
Поступление во ВГИК
В 1953 г. начинается новая страница биографии актрисы. Из Харькова она с большим аккордеоном, огромным желанием танцевать, петь и с мечтой стать артисткой приезжает в Москву, где поступает во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Учёба даётся ей легко.
Уже на третьем курсе получает свою первую маленькую роль в кино. В фильме «Дорога правды» девушка играет комсомольскую активистку Люсю. Её партнёрами стали Александр Борисов, Тамара Макарова и Вера Пашенная.
Первую серьёзную драматическую роль Люся получила в инсценировке «Разбойники» Шиллера. Роль Амалии помогла начинающей актрисе войти в реалистическую школу известных педагогов.
Позже Гурченко признавалась: «Только после этой роли я стала полноценной ученицей Герасимова».
В выпускных спектаклях было место и песням. Ей достались роли Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоджин в композиции «Западня» Драйзера. Здесь пригодились все юношеские таланты — она танцевала, пела, играла на рояле.
Первые роли в кино
Настоящий успех пришёл к Людмиле Гурченко после выхода на экраны музыкальной картины «Карнавальная ночь». Фильм побил все рекорды проката в СССР — на него было продано более 48 миллионов билетов. А юная студентка Люся на следующий день проснулась знаменитой. Вся страна вместе с Леночкой Крыловой размышляла, «5 минут — это много или мало».
Фото Людмилы Гурченко украшали все советские журналы, а она стала главным «секс-символом» 50-х. Её легендарная талия в 48 см была пределом мечтаний всех девушек СССР, а платье «как у Леночки» заказывали все модницы.
Сейчас без этого фильма не обходится ни один Новый год. А тогда картина стала прорывом не только для начинающей артистки, но и для режиссёра Эльдара Рязанова, который до этого снимал только короткометражки и документальные фильмы.
Спустя два года на экраны выходит картина «Девушка с гитарой», где Людмила Гурченко опять исполняет главную роль. Её героиня — снова наивная, милая девушка, продавщица в музыкальном магазине, поёт о любви. Вот только успех «Карнавальной ночи» не повторился.
Забвение
Ещё во время работы над картиной «Девушка с гитарой» Людмилу пригласил министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ на VI международном фестивале молодёжи и студентов. Гурченко отказалась. Это стало причиной её травли, когда в прессе вышла «разоблачительная» статья «Чечётка налево», где рассказывалось о так называемых актёрских «халтурах» актрисы — выступлениях на заводах, шахтах, в поездках по стране ради подработки.
Как она позже скажет: «Я пережила много жестокостей. Жестокость в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, есть здоровье, и… Десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего».
Все эти десять лет Людмила всё же получала предложения о съёмках, были и главные роли, и второстепенные, но вот предыдущего успеха уже не было. За Гурченко закрепилось амплуа лёгкой, танцующей девушки. Режиссёры не видели в ней серьёзную драматическую героиню, а только весёлую, беззаботную певичку.
Денег катастрофически не хватало, и актриса была вынуждена «халтурить» — давать сторонние концерты. За это её нещадно критиковали в прессе и в актёрской среде. Да, были запоминающиеся эпизоды и роли: «Балтийское небо» (1960) — первая драматическая работа, «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Старые стены» (1974), но все они прошли незамеченными для широкого зрителя, или запомнились лишь отдельными танцевальными номерами.
Вторая волна популярности
В военной драме 1976 г. «Двадцать дней без войны» перед зрителем неожиданно появилась совершенно новая Людмила Гурченко — невероятно трагичная, сложная. Её партнёрами по съёмкам были Алексей Петренко, Лия Ахеджакова, Екатерина Васильева, Юрий Никулин.
Окончательно чёрная полоса в её карьере завершилась, когда вышел советско-румынско-французский мюзикл «Мама», где актриса блестяще исполнила роль мамы-козы.
Работа в этом фильме принесла не только долгожданный успех, но и новые испытания. В эпизоде на катке её партнёр Олег Попов неудачно упал на ногу актрисы. Врачи диагностировали закрытый перелом, 19 осколков. Потребовались несколько операций и долгие месяцы восстановления, даже стоял вопрос об инвалидности.
Но работу над картиной Гурченко не прекратила и продолжала улыбаться в кадре как ни в чём не бывало. А за весельем скрывалась невероятная боль от пластин и страх лишиться ноги. Лишь после длительных тренировок Людмила вновь смогла надеть высокие каблуки и танцевать. А в памяти зрителей осталась её улыбка, искрящаяся материнской нежностью.
Драматические роли в кино
«Старые стены» и «Двадцать дней без войны» открыли зрителю другую Гурченко — драматичную, глубокую, сильную, но ранимую. Её карьера получила новый виток развития.
Следующим знаковым фильмом стала «Сибириада» Андрея Кончаловского (1979). Картина получила Гран-при Каннского фестиваля. В период работы над лентой появляются наброски будущей книги Людмилы Марковны «Моё взрослое детство».
В этом же 1979 году выходят «Пять вечеров» Никиты Михалкова, где Людмила Гурченко играет Тамару Васильевну. Её героиня теряет любимого на войне, а спустя некоторое время внезапно встречается с ним вновь. Тамара Васильевна — персонаж не драматический, а скорее трагический. На глазах у зрителя эта уставшая от многолетнего одиночества женщина будто просыпается после зимней спячки и снова разрешает себе любить, быть любимой и обрести надежду на личное счастье. Эти работы показали, что Гурченко способна не только петь и танцевать, но и чувствовать, переживать, грустить в кадре.
«Просто раньше было не её время. Она обогнала время, и ей пришлось подождать. Мера её драматизма и правдивости стала понятна, созвучна только сейчас», — позже скажет кинорежиссёр Алексей Герман.
Лучшие кинороли
Гурченко снялась в более 100 картинах. Наиболее яркими из них стали следующие работы.
«Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), где Людмила играет женщину, ждущую любимого мужчину и разрывающуюся между отчаяньем и надеждой.
«Вокзал для двоих» (1982), где артистка создаёт образ официантки Веры, которая теряет выгодного жениха — проводника, но обретает любовь в лице интеллигента-заключённого.
«Рецепт её молодости» (1983), героиня Гурченко — Эмилия, как и сама Людмила Марковна, неистово рвётся жить, любить, чувствовать славу и обожание поклонников.
Но наиболее народной стала её Раиса Захаровна из ленты Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Вряд ли найдётся человек, который не слышал её знаменитое: «Людк, а Людк… Тьфу! Деревня!» Взбалмошная, экзальтированная городская жительница Раиса уводит из семьи деревенского парня Василия, но вскоре он понимает, что курортный роман — это одно, а семейная жизнь — совсем иное, поэтому возвращается к жене. А красавица Раиса остаётся одна. И хотя персонаж Гурченко, вообще-то, отрицательный, Раиса не вызывает ненависти, у неё своя печаль и отчаяние.
За это время Гурченко вновь обрела статус ведущей характерной артистки СССР. Ни до, ни после неё не было такого уверенного, эффектного возвращения на первые места. Теперь это была импульсивная, гордая, даже иногда стервозная женщина, берущая своё голой правдой и скрытым обольщением. Она становится главным идеалом на многие годы — сильная, одинокая, знающая что такое потеря. Гибкая и несгибаемая.
Последней киноработой Людмилы Марковны стала Анна из фильма «Пёстрые сумерки» (2009), где она впервые выступила режиссёром, композитором и автором сценария. Анна, в прошлом известная актриса помогает молодому, талантливому, но слепому музыканту добиться успеха и старается уберечь его от разочарований.
Картина получилась автобиографичной — Людмила Марковна на самом деле много лет работала с одарённым слепым мальчиком из Армавира Олегом Аккуратовым — брала его с собой на концерты, пела вместе с ним на творческих встречах, занималась развитием его музыкального таланта. Но в фильме судьба оказывается к персонажу более благосклонной, нежели в реальности.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
1956 | «Дорога правды» | Люся, плановик |
1956 | «Карнавальная ночь» | Лена Крылова, организатор карнавала |
1956 | «Сердце бьётся вновь…» | Таня Балашова |
1956 | «Человек родился» | Надя Смирнова (озвучивание) |
1958 | «За бортом» | (вокал) |
1958 | «Девушка с гитарой» | Таня Федосова, продавщица музыкального магазина |
1959 | «Звёзды встречаются в Москве» | исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом |
1960 | «Пойманный монах» | Изабелла |
1960 | «Роман и Франческа» | Франческа Карродини |
1961 | «Балтийское небо» | Соня Быстрова |
1961 | «Гулящая» | Христина Притыка |
1961 | «Человек ниоткуда» | Лена, возлюбленная Поражаева и Крохалёва |
1963 | «Укротители велосипедов» | Рита Лаур |
1964 | «Женитьба Бальзаминова» | Устинька, подруга Капочки |
1964 | «Хотите — верьте, хотите — нет…» | (вокал) |
1965 | «Рабочий посёлок» | Мария Плещеева |
1965 | «Строится мост» | Женя |
1966 | «Нет и да» | Люся Кораблёва |
1967 | «Взорванный ад» | Грета |
1968 | «Живой труп» | Маша (озвучивание) |
1969 | «Белый взрыв» | Вера Арсёнова |
1969 | «Москва в нотах» | исполнительница песни «Мария» |
1970 | «Мой добрый папа» | Валентина Николаевна Иванова |
1970 | «Один из нас» | Клавдия Овчарова |
1970 | «Эксперимент» | майор милиции |
1971 | «Дорога на Рюбецаль» | Шура Соловьёва |
1971 | «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» | Аграфена Заволжская |
1971 | «Тень» | Юлия Джули |
1971 | «Что делать?» | женщина в чёрном |
1972 | «Карпухин» | Овсянникова |
1972 | «Летние сны» | Галина Сахно |
1972 | «Табачный капитан» | Ниниш |
1972 | «Цирк зажигает огни» | Лолита |
1973 | «Дача» | Лера («Степаныч») |
1973 | «Дверь без замка» | Анна Ивановна |
1973 | «Дети Ванюшина» | Клавдия Щёткина |
1973 | «Старые стены» | Анна Георгиевна Смирнова, директор ткацкой фабрики |
1973 | «Открытая книга» | Глафира Сергеевна Рыбакова |
1974 | «Бенефис Савелия Крамарова» | камео |
1974 | «Бенефис Сергея Мартинсона» | камео |
1974 | «Соломенная шляпка» | Клара Бокардон, владелица шляпного салона |
1975 | «Бенефис Ларисы Голубкиной» | миссис Пирс |
1975 | «Дневник директора школы» | Инна Сергеевна |
1975 | «Шаг навстречу» | Валентина Степановна |
1976 | «Волшебный фонарь» | соседка / мать / девушка с Дикого Запада |
1976 | «Двадцать дней без войны» | Нина Николаевна |
1976 | «Мама» | Мама-коза, она же тётя Маша |
1976 | «Небесные ласточки» | Корина («Коко»), прима варьете |
1976 | «Преступление» (фильм 1 «Нетерпимость») | Люба, артистка |
1976 | «Семейная мелодрама» | Валентина Барабанова |
1976 | «Сентиментальный роман» | Мария Петриченко |
1976 | «Строговы» | Капитолина |
1977 | «Бенефис Андрея Миронова» | приглашённая кинозвезда |
1977 | «Вторая попытка Виктора Крохина» | Люба Крохина |
1977 | «Обратная связь» | Маргарита Илларионовна Вязникова |
1978 | «Бенефис Людмилы Гурченко» | Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполеонша / Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь |
1978 | «Встреча в Останкино» | Имя персонажа не указано |
1978 | «Красавец-мужчина» | Сусанна |
1978 | «Острова в океане» | жена Хадсона |
1978 | «Познавая белый свет» | незнакомка |
1978 | «Пять вечеров» | Тамара Васильевна |
1978 | «Сибириада» | Тая Соломина в 1960-е годы |
1978 | «Уходя — уходи» | Алиса Сулина |
1979 | «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» | престарелая крестьянка в имении Обломовых |
1980 | «О спорт, ты — мир!» | (вокал) |
1980 | «Идеальный муж» | Лора Чивли |
1980 | «Наш друг Пишичитай» (Выпуск 3) | королева Опечатка (озвучивание) |
1980 | «Особо важное задание» | Эльвира Павловна Лунина |
1980 | «Песни войны» | камео |
1981 | «Любимая женщина механика Гаврилова» | Маргарита Сергеевна Соловьёва |
1981 | «Отпуск за свой счёт» | Ада Петровна |
1982 | «Вокзал для двоих» | Вера Николаевна Нефёдова, официантка привокзального ресторана |
1982 | «Любимые песни» | камео |
1982 | «Полёты во сне и наяву» | Лариса Юрьевна Кузьмина, сослуживица Макарова |
1982 | «Шурочка» | Раиса Петерсон |
1982 | «Магистраль» | Капитолина Николаевна Гвоздёва |
1983 | «Киноконцерт. Вам песня посвящается, или Снова карнавальная ночь» | Имя персонажа не указано |
1983 | «Рецепт её молодости» | Эмилия Марти |
1984 | «Аплодисменты, аплодисменты…» | актриса Гончарова |
1984 | «Герой её романа» | (вокал) |
1984 | «Любовь и голуби» | Раиса Захаровна, сотрудница отдела кадров леспромхоза |
1984 | «Прохиндиада, или Бег на месте» | Екатерина Ивановна Любомудрова |
1987 | «Мечтатели» | Аполлинария Спенсер |
1987 | «Претендент» | Кэрол |
1988 | «Дорога в ад» | Марта Хольман |
1988 | «Ожог» | Анна Тимофеевна Румянцева |
1989 | «А был ли Каротин?» | Курнатова-Борджиа |
1989 | «Молодой человек из хорошей семьи» | мать Арины |
1989 | «Премьера года» | Имя персонажа не указано |
1990 | «Моя морячка» | Людмила Пашкова |
1990 | «Наша дача» | Людмила Козлова |
1990 | «Нелюдь» или «В раю запрещена охота» | Зоя Михайловна Шерстобитова |
1991 | «Виват, гардемарины!» | Иоганна, мать принцессы Фике |
1991 | «Имитатор» | певица |
1991 | «Прости нас, мачеха Россия!» | Наталья Фёдоровна Зимина |
1991 | «Сексказка» | Диана |
1992 | «Белые одежды» | Антонина Прокофьевна Туманова |
1992 | «Гардемарины 3» | Иоганна, мать принцессы Фике |
1992 | «Прощальные гастроли» | Нина Владимировна |
1993 | «Люблю» | камео |
1993 | «Послушай, Феллини!» | Вера |
1994 | «Прохиндиада 2» | Екатерина Ивановна Любомудрова |
1997 | «Старые песни о главном 2» | главная жительница двора |
1997 | «Четверо» | (вокал) |
2000 | «Старые клячи» | Елизавета, член завкома |
2001 | «Женское счастье» | Маргарита |
2001 | «Старые песни о главном» (постскриптум) | таинственная постоялица |
2002 | «Шукшинские рассказы» (новелла «Бессовестные») | Малышева |
2004 | «Двенадцать стульев» | Елена Боур |
2004 | «Если завтра в поход…» | тётя Гала |
2005 | «Осторожно, Задов!» | Антонина Максимовна |
2005 | «Высшая мера» | босс крымской мафии |
2005 | «Взять Тарантину» | Анна Васильевна |
2005 | «Горыныч и Виктория» (фильм 4-й «Агентство Элита») | Элеонора |
2006 | «Первый скорый» | Раиса Захаровна |
2006 | «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» | камео |
2007 | «Первый дома» | камео |
2009 | «Пёстрые сумерки» | Анна Дмитриевна Семёнова, кинозвезда |
2010 | «Новый год в деревне Глухарева» | камео |
2010 | «Марковна. Перезагрузка» | камео |
2011 | «Легенда. Людмила Гурченко» | камео |
Роли в театре
Талант Гурченко не ограничивался одним только миром кино. Она также блистала на театральных подмостках — Современника, Театра-студии киноактёра, в Театре Антона Чехова.
Московский театр «Современник»
В Современнике Гурченко служила с 1963 по 1966 г. Играла в постановках «Старшая сестра», «Вечно живые», «В день свадьбы».
Год | Спектакль | Роль |
---|---|---|
1963 | «Без креста» | доярка |
1963 | «В день свадьбы» | Майка |
1964 | «Старшая сестра» | |
1964 | «Сирано де Бержерак» | Роксана |
1964 | «Всегда в продаже» | жена трубача |
1965 | «Голый король» | гувернантка |
1966 | «Вечно живые» | Танечка |
Театр-студия киноактёра
С 1964 по 1966 г. Гурченко также работала в Театре-студии киноактёра. Была занята в спектаклях:
- «Красное и чёрное» (1964) — Матильда де ля Моль;
- «Целуй меня, Кэт» (1965) — Бьянка;
- «Дурочка» (1966).
Школа современной пьесы
В 1991 г. Гурченко после большого перерыва вернулась на театральные подмостки. В Московском театре «Школа современной пьесы» она играла невесту в постановке «А чой-то ты во фраке?» по рассказу «Предложение» Чехова.
Режиссёр И. Л. Райхельгауз и партнёр по спектаклю Эммануил Виторган вспоминают, что Людмила Марковна всегда отличалась высокой требовательностью к себе и к партнёрам. Если кто-то не выкладывался на сцене до конца, она реагировала очень эмоционально и порой гневно.
Театр Антона Чехова
С 1993 по 1997 г. Гурченко работала с режиссёром Леонидом Трушкиным в театре Антона Чехова. Участвовала в постановках:
- «Чествование» (1993);
- «Недосягаемая» (1997) в роли Каролины Эшли;
- «Поза эмигранта» (1997) — банкирша.
Московский театр сатиры
В 1995 г. Людмила Гурченко играла в Московском театре сатиры в проекте «Поле битвы принадлежит мародёрам» в роли Инги Михалёвой.
ТО «Дуэт»
А также актриса работала с труппой творческого объединения «Дуэт» в постановках:
- «Бюро счастья» (1998) — Маргарита;
- «Мадлен, спокойно!» (2001) — Мадлен Вердюрен;
- «Случайное счастье милиционера Пешкина» (2004) — Валентина Пешкина;
- «Похищение Сабянинова» (2007) — Ангелина;
- «Паб» (2008) — Эль Джи.
Музыкальное творчество
Музыкальная карьера Гурченко не ограничивается номерами и песнями из её картин.
«Я родилась в музыкальное время. Мама утверждает, что прежде, чем заговорить, я запела. Петь мне, видимо, было проще», — вспоминала актриса.
Она записала 17 музыкальных пластинок и постоянно работала в дуэтах с исполнителями самых разных жанров — Аллой Пугачёвой, Андреем Мироновым, Зиновием Гердтом, Ильёй Лагутенко, Николаем Басковым, Борисом Моисеевым.
Концерты и творческие вечера
В 1978 г. режиссёр Евгений Гинзбург делает постановку новаторского телевизионного фильма-спектакля «Бенефис Людмилы Гурченко» с запоминающимися сквозными персонажами, сыгранными известными актёрами. В них участвуют Лариса Голубкина, Андрей Миронов, Савелий Крамаров и, конечно, звезда мюзиклов Людмила Гурченко. Этот бенефис больше напоминает капустник со вздорным сюжетом и спецэффектами. Бенефициантка Гурченко сыграла в нём около двадцати мини-ролей — старуху, разбойницу, монахиню, пастушку, пресс-секретаря и даже даму из дома терпимости. Рядом с ней на экране Марис Лиепа, Армен Джигарханян, Александр Ширвиндт. И в любой роли артистка была органична и неповторима.
Скорее всего, единственным, кто мог бы похвастаться таким же многогранным талантом, был другой король синтетического искусства — Андрей Миронов. Две звезды блистали вместе на съёмках картины «Соломенная шляпка».
В 1979 г. Алла Пугачёва тоже выступила в новой для себя роли — сыграла в фильме «Женщина, которая поёт». С этого момента актриса, покорившая эстраду и певица, снявшаяся в фильме, будут пристально следить друг за другом, перенимая образы и сценические находки. Позже Пугачёва скажет, что песня «Примадонна» вовсе не про неё, как думали многие. Она посвящена Гурченко.
В 1980-х Людмила выступает на телевидении с двумя концертными программами. Её попурри «Любимые песни» и «Песни войны» снова приковывают внимание публики к фронтовой лирике — «Давай закурим», «Тёмная ночь», и к песням давних лет — «Нет, мой милый», «Дорогие мои москвичи».
В 1991 г. актриса записала сольный альбом.
Невероятное шоу «Марковна. Перезагрузка»
В ноябре 2010 г. канал НТВ к 75-летию Людмилы Гурченко снял уникальное бенефис-шоу под названием «Марковна. Перезагрузка». В нём артистка предстала в эпатажном образе Леди Гаги, выступила с песней Сергея Шнурова и группы Ленинград «День рождения» и исполнила несколько дуэтов с современными музыкантами. А публика была просто шокирована экстравагантными экспериментами со стилем.
Съёмки в клипах
Людмила Гурченко снялась в 16 клипах на собственные песни, в том числе в дуэте с Борисом Моисеевым «Петербург — Ленинград» и «Ненавижу». Клип на знаковую композицию «Молитва» снял для неё режиссёр Фёдор Бондарчук.
Последней работой Гурченко стал клип на хит Земфиры «Хочешь?». Впервые эту композицию Людмила исполнила в фильме «Старые песни о главном. Постскриптум». Земфиру она называла «совершенно гениальной девочкой» и говорила, что «испытала редкое наслаждение от прикосновения к настоящему, неподдельному таланту».
Клипография
Год | Название клипа |
---|---|
1956 | «Пять минут» |
1969 | «Мария» |
1997 | «Примадонна» дуэт с А. Пугачёвой |
2000 | «Хочешь?» («Старые песни о главном. Постскриптум») |
2002 | «Харьков» |
2004 | «Петербург — Ленинград» (дуэт с Б. Моисеевым) |
2005 | «Молитва» (режиссёр Ф. Бондарчук) |
2005 | «Ненавижу» (дуэт с Б. Моисеевым) |
2008 | «Маяк» (дуэт с М. Боярским) |
2010 | «Московские окна» |
2011 | «Московские окна» |
2010−2011 | «Так, как хочется» |
2011 | «Пять минут тому назад» |
2011 | «Жду» |
2011 | «Живем мы что-то без азарта» |
2011 | «Хочешь?» |
2012 | «Я отпускаю тебя» — Ф. Киркоров (архивные кадры с Л. Гурченко) |
Последние работы
В 2000 г. Людмила Гурченко предстала перед зрителем в комедии Эльдара Рязанова «Старые клячи». Вместе с Лией Ахеджаковой, Светланой Крючковой, Ириной Купченко сыграла одну из четырёх подруг, в жизни которых наступили трудные времена.
В 2001 г. вместе с Лаймой Вайкуле, Кристиной Орбакайте, Филиппом Киркоровым и другими эстрадными звёздами она снялась у Василия Пичула в мюзикле «Женское счастье».
В 2005 г. исполнила роль Елены Боур в мюзикле «12 стульев».
Последний раз артистка появилась на экране в 2011 г. в фильме «Легенда. Людмила Гурченко». В его основе было игровое воспроизведение биографических монологов актрисы. Картина рассказывала о биографии Людмилы Гурченко, в неё вошли около десятка клипов, воплощающих определённые этапы её жизни и творческого пути.
Личная жизнь
Актриса была замужем четыре раза, не считая гражданских браков и недолгих романов.
Для неё идеалом семейной жизни были её родители. В основе брака Елены Александровны и Марка Гавриловича была не только любовь, но и глубокое взаимное уважение друг к другу. Но мужчину, похожего на отца, Людмила так и не встретила. Хотя большую роль в этом сыграл и её сложный характер. Ведь трудно ужиться с сильной, независимой женщиной, знающей себе цену.
Первый муж — Василий Ордынский
Впервые Люся вышла замуж в 1954 г. Её супругом стал режиссёр Василий Ордынский, с которым она познакомилась во время учёбы во ВГИКе. Но спустя всего год пара развелась и ни актриса, ни режиссёр никогда больше не рассказывали друг о друге.
Второй муж — Борис Андроникашвили
Со сценаристом, сыном писателя Бориса Пильняка, Гурченко познакомилась в 1958 г. Брак с ним продлился чуть дольше предыдущего — 2 года, подарив актрисе единственную дочь Марию.
Но вскоре после её рождения этот союз тоже распался. Людмила, имея перед глазами пример жизни своих родителей и глубокую связь с отцом, очень переживала, что её дочь будет этого лишена.
Третий муж — Александр Фадеев
В 1962 г. Людмила снова выходит замуж. На этот раз её избранником стал партнёр Владимира Высоцкого по фильму «Вертикаль» актёр Александр Фадеев. Но этот союз тоже долго не продержался. Ходили слухи о нездоровых пристрастиях Фадеева, а также увлечении другой актрисой — Ларисой Лужиной.
Четвёртый муж — Иосиф Кобзон
В 1964 г. известная актриса Людмила Гурченко знакомится с восходящей звездой эстрады Иосифом Кобзоном. Начинается их роман. Они встречались, жили вместе, но не спешили в загс. Для советского времени такие отношения были против правил. Всё решил случай.
В 1967 г. Иосиф Давыдович выступал с концертом в Куйбышеве. Людмила приехала его поддержать. Естественно, они вместе вышли на сцену — концерт имел невероятный успех. После артисты поехали в гостиницу, но заселить их вместе отказались — разнополым людям в советское время один номер был не положен. Был бы штамп в паспортах — без проблем, а так нельзя.
Кобзон обратился к директору местной филармонии. И уже на следующий день артисты заключили брак в загсе Самарского района.
Этот союз продлился чуть дольше предыдущих — три года. Но двум талантливым личностям было сложно ужиться — постоянные упрёки, скандалы, подозрения в измене. Говорили, что развод они так и не оформили официально, и в глазах многих близких друзей Кобзон долгое время считался многоженцем. После разрыва отношений бывшие супруги долго не общались и даже, говорят, не могли находиться в одном помещении.
Гражданский супруг — Константин Купервейс
С пианистом Константином Купервейсом Людмила прожила в гражданском браке 18 лет.
После расставания он очень уважительно отзывался о бывшей жене и говорил, что просто со временем их отношения себя изжили.
Отношения с Сергеем Сениным
Шестым и последним гражданским супругом знаменитости стал продюсер Сергей Сенин. С ним актриса прожила с 1993 г. и до самой своей кончины. После её смерти, в 2015 г. Сенин открыл Музей-мастерскую Людмилы Гурченко в её московской квартире.
Дружба с Асланом Ахмадовым
В последние годы жизни Людмилы Марковны в прессу просочился слух о её романе с фотохудожником Асланом Ахмадовым. Почву им давала и сама Гурченко, говоря, что влюблена в Ахмадова. Но вряд ли она имела в виду именно романтические отношения, речь скорее шла о дружбе, восхищении творчеством художника.
Они сняли фотосессию, посвящённую мифологическому Эдипу. Позже Аслан Ахмадов стал личным гримёром Гурченко. Именно он выполнил её посмертный макияж.
В 2012 г. Ахмадов снял клип на песню Филиппа Киркорова «Отпускаю тебя», посвящённую Людмиле Марковне.
Дочь и внуки
Отношения с единственной дочерью — Марией Борисовной Королёвой, у Гурченко были сложными.
Первые три года после своего рождения девочка жила с дедушкой и бабушкой, пока мама занималась карьерой.
Потом она забрала дочь к себе, но девочка очень не хотела жить с матерью и даже пыталась сбежать к бабушке в Харьков. Но потом смирилась. Настоящая семья у мамы с дочкой так и не получилась — Люся была постоянно занята на съёмках и в спектаклях. Девочка часто оставалась одна.
От Марии все ждали такой же блестящей актёрской карьеры, но та всем показала, что они с матерью абсолютно разные.
У неё не было склонности ни к театру, ни к музыке. Даже одевалась дочь первой модницы СССР неброско, но удобно.
Она вышла замуж, родила двоих детей — Марка и Елену.
Внука Люся просто обожала и постоянно баловала. Но в 16 лет юноша скоропостижно скончался от передозировки наркотиков. Мария с мужем скрывали от бабушки опасное пристрастие её внука. Смерть Марка ещё больше отдалила мать и дочь друг от друга.
Вскоре произошёл новый конфликт. Умерла мама Людмилы Марковны. Её квартира по завещанию отошла Марии. Гурченко с этим не смирилась и дошла до суда, испортив навсегда отношения с дочерью.
Мария Королёва умерла 8 ноября 2017 г. от сердечной недостаточности.
Смерть актрисы
В феврале 2011 г. Людмила Гурченко неудачно поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Ей сделали операцию, выписав из больницы в начале марта. Но 30 марта актрисе резко стало плохо. Врачи не смогли её спасти. Причиной смерти назвали тромбоэмболию лёгочной артерии.
Похороны состоялись 2 апреля 2011 г. Вся столица прощалась со всенародной любимицей. В московском метро каждые полчаса играла песня Людмилы Марковны «Команда молодости нашей», звучали стихотворения, начитанные ею.
Великую актрису похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с коллегами — Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым. Хотя сама неоднократно говорила, что хочет быть похороненной на Ваганьковском кладбище рядом с родителями и любимым внуком.
Музеи, посвящённые Людмиле Гурченко
С 2015 г. в бывшей московской квартире артистки по адресу пер. Трёхпрудный, д. 11/13, стр. 1, где она жила с Сергеем Сениным, открыт Музей-мастерская. Там представлены платья, которые актриса сшила сама, её уникальные коллекции фарфора, антикварной мебели, украшений. А также там периодически читает лекции историк моды Александр Васильев.
С 2016 г. идут переговоры, чтобы музей памяти Гурченко был открыт и в Харькове. Но пока жильцы дома, где жила артистка с семьёй добились только его благоустройства и капитального ремонта.
Книги Людмилы Гурченко
В 1982 г. увидела свет автобиографическая книга Людмилы Гурченко «Моё взрослое детство». Работа над ней стала для артистки спасением во время длительного периода забвения.
Позже Гурченко написала ещё две книги воспоминаний — «Аплодисменты» (1987) и «Люся, стоп!» (2002).
Сериал о жизни Людмилы Гурченко
В 2015 г. вышел сериал, посвящённый жизни артистки, под названием «Людмила Гурченко». Режиссёр Сергей Алдонин рассказывал, что в последний год жизни Людмилы Марковны говорил ей об идее снять биографический фильм.
Гурченко эта мысль понравилась, актриса фактически его благословила. Так что эта работа — выполненное обещание. Главную роль исполнила Юлия Пересильд, также в картине приняли участие Надежда Михалкова, Николай Добрынин, Тамара Сёмина, Екатерина Климова, Татьяна Лютаева. В основу сюжета легли книги самой Людмилы Гурченко.