Имя при рождении: Георгий Францевич де Мильё |
Дата рождения: 7 ноября 1903 г. |
Место рождения: г. Москва |
Профессия: советский и российский актёр театра и кино |
Дата смерти: 4 июня 1993 г. |
Единственный мастер перевоплощения в сказочных героев стал артист Георгий Милляр. Волшебные образы подарил актёр многим поколениям детей. В некоторых фильмах исполнял по 2–3 роли. Воплощал образы ведьм, оборотней, злодеев и других представителей силы тьмы. Баба-яга стараниями и актёрским мастерством Георгия Милляра оживала на экране десятки раз. В 1988 г. присвоено звание народный артист РСФСР.
Детство и юность
Родился Георгий Милляр 7 ноября 1903 г. в Москве. Воспитывался мальчик в семье марсельского француза инженера Франца де Мильё, который работал в строительстве мостов, мама Елизавета Журавлёва — дочь иркутского золотопромышленника. Детство было обеспеченным и безбедным.
У родителей была огромная квартира в Москве, две дачи — в Подмосковье, большое поместье деда в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тётя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к искусству. Совместная жизнь Франца и Елизаветы была недолгой. Маленькому Георгию ещё не исполнилось и трёх лет, когда его отец умер. Мама воспитывала его одна, окружив заботой и любовью.
На лето мальчик ездил к родным в Геленджик, здесь застала Георгия Гражданская война. Сообщение с Москвой было прервано. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила, будет лучше, если Георгий останется у деда в Геленджике.
Здесь вместе с мамой они прожили около 5 лет. В этот период будущий артист работал в местном Геленджикском театре бутафором. Иногда Милляра выпускали на сцену, заменять какого-то из актёров.
Работал он добросовестно, но мечтал — о карьере артиста. Все роли знал наизусть. Счастливый час в его судьбе настал в 1920 году. Заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. Руководство театра решило отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Семнадцатилетний юноша сыграл «Золушку», покорив зрителя своей нежностью, очарованием.
Позже, они с мамой вернулись в свою квартиру в Москве, оказались в одной из комнат коммуналки. Их большая роскошная квартира, состоящая из 12 комнат, вся была заселена новыми жильцами. Бывшим владельцам выделили лишь небольшую комнатку.
«Запоминающийся материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить», — вспоминал Георгий Милляр.
Опасаясь преследований советской власти, французская фамилия де Мильё изменена была на Милляр. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах аристократическое происхождение и знание нескольких иностранных языков, которыми владел в совершенстве.
Театральная деятельность
В 1924 г. режиссёр Всеволод Мейерхольд выступил с идеей при театре Революции открыть студию «Юных исполнителей ответственных ролей». Именно сюда поступил Георгий Милляр.
Пока преподавательский состав из года в год решал, что же делать со студентом, который обладает, бесспорно, мастерским талантом, но не имеет внешности актёра, тот вполне успешно миновал все курсы. И через 3 года был принят в театр Революции. В то время это был один из популярных сцен в столице. Милляру поручали небольшие роли в спектаклях.
Начинающим актёром, наблюдал за игрой мэтров, впитывая талант и с упоением наслаждаясь работой знаменитых артистов. На сцене театра сыграл 13 ролей. Но главный успех ждал впереди.
Роли в кино
Работа Георгия Милляра в кинематографе началась с небольших эпизодов. Яркие, неповторимые образы создал актёр в картинах разных режиссёров.
В 1928 г. состоялся дебют молодого артиста в немом чёрно-белом фильме «Хромой барин» по мотивам одноимённой повести Л. Н. Толстого. Режиссёр Константин Эггерт предложил Милляру небольшую роль царского чиновника, начальника учебного заведения.
Совместное творчество продолжилось в 1934 г., режиссёр пригласил Георгия на небольшую роль кавалера в картину «Настенька Устинова».
В 1940 г. Милляр сыграл в фильме «Земля молодости» старика на карнавале.
Затем были небольшие роли в картинах «Штурм» и «Марионетки», где он сыграл чиновников. Помнят зрители его ещё по многим другим фильмам — «Вечера на хуторе Близ Диканьки», «Деревня Утка», где сыграл мистера Брауни, «Пока бьют часы» — одноглазого министра, «Вождь краснокожих» — отца, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и другие.
Роли в сказках
Редкое дарование актёра-сказочника в Милляре, раскрыл Александра Роу. На протяжении всей жизни творческий союз дополнялся дружбой. Георгий Францевич снимался во всех фильмах Роу от самой первой сказки по «Щучьему веленью» до последней «Финист – Ясный Сокол», при этом иногда играл по несколько ролей. Считал работу с Александром Роу удачным и ярким периодом в жизни, а съёмки в кино самым важным.
Он с удовольствием перевоплощался в разные образы, был совершенно неподражаем, самобытен. Для него кино стало счастьем и работой.
Георгий Милляр — самая известная и незабываемая Баба-яга, а также Кощей Бессмертный, царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара Краса-Длинная коса», Квак в «Марья-искусница». Чтобы гримёрам легче было превращать Георгия в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови, а также придумал своему герою манеру говорить с «приквакиванием», что сделало персонаж ещё ярче.
В фильме «Королевство кривых зеркал» снятой в 1963 г. Георгий Милляр сыграл 3 роли — наиглавнейшего церемониймейстера, вдовствующую королеву, возчик.
Филиал студии имени Горького находился тогда в Ялте, там снималось большинство фильмов, в том числе и все сказки.
Актёр вспоминал: «В Ялте я бабульку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка».
Георгий Милляр обладал голосом уникального тембра, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение как нельзя лучше подходил для сказочных злодейских ролей и был узнаваем зрителями мгновенно.
Актёр ответственно готовился к съёмкам, каждый раз, входя в кадр, заранее продумывал образ, характер своего героя, манеру речи, костюм, мимику, пластику тела. Все трюки в фильмах выполнял сам.
Часто играл отрицательные роли злодеев и монстров, но вызывал большую любовь зрителей. Пластический грим делал Георгия страшилищем, но он не боялся быть уродливым. Иронично и с юмором относился к себе.
«Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гримёр только отвернётся — она тут же реснички подрисует, да и физически это тяжело. А я всё стерплю», — говорил Милляр.
Одна из самых значимых ролей Григория Францевича стала в фильме «Кощей Бессмертный».
Картину запустили в работу во время Великой Отечественной войны, а показали на широком экране 27 мая 1945 г. Сказка рассказывала о патриотизме русского народа, иносказательным языком, избегая прямых аналогий, повествовала о грозных событиях тех дней, имея большой успех у зрителей.
Когда стал вопрос, кто будет играть главного злодея, постановщики Владимир Швейцер и Александр Роу в один голос сказали: «Конечно, Георгий Францевич».
К тому времени Милляр уже снялся во многих сказках в персонажах злодеев и был знаменитым. Но согласился на роль Кощея не сразу, боясь, что не справится со сложным образом.
К началу съёмок картины Милляр переболел малярией и весил всего 45 кг., худоба и бледность придавало большое сходство с персонажем.
«Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съёмок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. У моего Кащея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и острый выдающийся подбородок, я был в пластмассовом панцире, из которого росли костяные крылья», — вспоминал Георгий.
В одной из сцен персонаж Никита Кожемяка сражается с Кащеем, актёр Сергей Столяров случайно ударил Георгия Милляра деревянным мечом по голове так, что последнего пришлось срочно отвезти в больницу, где у него диагностировали сотрясение мозга.
К работе актёр относился очень трепетно — всё время что-то репетировал, текст повторял. Был скромным, на съёмочной площадке не присядет, стул не попросит. Немножко выпивал. Никогда его никто не видел пьяным. Чуть-чуть был «подшофе». Алкоголь называл «примирение с действительностью».
Озвучивание мультфильмов
Год | Название мультфильма | Роль |
---|---|---|
1940 | Ивась | Генерал |
1947 | Конёк | Царь |
1948 | Новогодняя ночь | Леший |
1948 | Сказка о солдате | нищий |
1949 | Весенняя сказка | Тетерев |
1949 | Гуси-лебеди | Ёж |
1949 | Скорая помощь | Мистер Удав |
1949 | Чужой голос | Глухарь |
1950 | Дедушка и внучек | пёс-дворник |
1950 | Чудо-мельница | царь Андрос |
1950 | Дудочка и кувшинчик | Дятел |
1950 | Сказка о рыбаке и рыбке | боярин |
1952 | Аленький цветочек | друг боярина |
1953 | Братья Лю | тюремщик |
1953 | Лесной концерт | Крот |
1954 | Стрела улетает в сказку | Ворон |
1954 | Царевна-Лягушка | Баба-Яга |
1954 | Подпись неразборчива | Трезор Трезорыч, сторожевой пёс |
1954 | Козёл-музыкант | Козёл |
1954 | На лесной эстраде | Дятел |
1955 | Заколдованный мальчик | дикий гусь |
1955 | Храбрый заяц | старый заяц |
1955 | Юля-капризуля | обруч |
1956 | Миллион в мешке | господин Миллион |
1956 | Девочка в джунглях | Попугай |
1956 | Гадкий утёнок | индюшка |
1956 | Лесная история | барсук |
1956 | Аист | дехканин |
1957 | Верлиока | Дед |
1957 | В некотором царстве | барабанщик |
1958 | Краса ненаглядная | Кащей Бессмертный |
1958 | На перекрёстке | Консервная банка |
1958 | Золотые колосья | Болотный дед |
1958 | Спортландия | Кресло, член Палаты Лодырей |
1959 | Скоро будет дождь | Дракон |
1960 | Железные друзья | Гвоздь |
1960 | Королевские зайцы | Министр короля |
1960 | Человечка нарисовал я | маляр Герасим / бродяга |
1960 | Тринадцатый рейс | диспетчер Дятел |
1961 | Семейная хроника | Баран |
1961 | Чиполлино | сыщик Моркоу / дядюшка Черника / один из сплетников |
1961 | Кто самый сильный? | дерево |
1963 | Дочь Солнца | Мороз |
1963 | Внимание! В городе волшебник! | лекарство |
1965 | Лягушка-путешественница | небольшой селезень |
1966 | Про бегемота, который боялся прививок | Марабу |
1969 | Нарос и сани | Нарос |
1970 | Сказка сказывается | Кащей Бессмертный |
1970 | Рассказы старого моряка. Необычайное путешествие | Старый моряк |
1971 | Как ослик счастье искал | Ворон |
1972 | Фока — на все руки дока | шут |
1974 | Молодильные яблоки | Кащей Бессмертный |
1975 | Мук-скороход | Ханум, любительница кошек |
1976 | Заяц, Скрип и скрипка | Скрип |
1976 | Утренняя песенка | гномик |
1977 | Незнайка в Солнечном городе | милиционер Караулькин |
1978 | Беда | Беда |
1978 | Лесные сказки | |
1980 | Семь братьев | Гном |
1981 | Вук | лягушка / петух |
1981 | Как здоровье, братец Лис? | Ворон |
1982 | Летающая мельница | профессор |
1982 | Ходжа Насреддин (фильм первый) | эмирский шпион |
1986 | Сын камня и великан | великан Иныш |
Озвучивание фильмов
Год | Название мультфильма | Роль |
---|---|---|
1965 | Бывает и так (новелла «Сбежала машина») | |
1971 | Корона Российской империи, или Снова неуловимые | старик, который всё знал |
1979 | Одно прекрасное детство | попугай |
1980 | Вечерний лабиринт | лифтёр в гостинице |
1983 | Мэри Поппинс, до свидания | ворон (1 серия «Леди Совершенство») / попугай Сэр Томас (2 серия «Неделя кончается в среду») |
Фильмография
Год | Название мультфильма | Роль |
---|---|---|
1932 | Штурм | чиновник |
1933 | Марионетки | лысый чиновник |
1934 | Настенька Устинова | лысый кавалер |
1938 | По щучьему веленью | царь Горох |
1939 | Василиса Прекрасная | гусляр / старик-отец / Баба-Яга |
1940 | Земля молодости | старик на карнавале |
1940 | Брат героя | врач |
1940 | Салават Юлаев | управляющий рудником |
1940 | Сибиряки | дед Яков |
1940 | Яков Свердлов | старик-лавочник, участник собрания социалистов |
1941 | Конёк-Горбунок | мудрый сказитель / разбойник / спальник Чихирь |
1942 | Принц и нищий | Йокель |
1942 | Швейк готовится к бою | хозяин пивной «Приют шофёров» / тапёр Дворжак |
1943 | Мы с Урала | дед Томакуров |
1943 | Новые похождения Швейка | немец, обрабатывающий мобилизованного Швейка |
1944 | Кащей Бессмертный | Кащей Бессмертный / старичок |
1945 | Пятнадцатилетний капитан | туземец (нет в титрах) |
1947 | Мальчик с окраины | член экзаменационной комиссии |
1948 | Первоклассница | почтальон |
1949 | День чудесных впечатлений | фокусник |
1950 | В степи | водовоз |
1950 | Заговор обречённых | парень в американском посольстве |
1950 | Смелые люди | немец с губной гармошкой |
1951 | Сельский врач | больной |
1952 | Майская ночь, или Утопленница | писарь |
1954 | Налим | Ефим |
1954 | Море студёное | дьячок |
1955 | Белый пудель | слуга Иван |
1955 | Овод | нищий |
1955 | Секрет красоты | председатель экзаменационной комиссии |
1955 | Судьба барабанщика | Николя |
1956 | Драгоценный подарок | профессор Утятин |
1956 | Человек родился | сосед Петрова |
1957 | Его время придёт | эпизод |
1957 | Звёздный мальчик | слуга в Замке |
1957 | Как поймали Семагу | посетитель кабачка |
1957 | Новый аттракцион | охотник из шалаша |
1957 | Поединок | Клодт |
1957 | Шторм | человек на заготовке дров |
1958 | Девушка с гитарой | флейтист |
1958 | Звероловы | эпизод |
1958 | Лавина с гор | слуга Муса |
1958 | Новые похождения Кота в сапогах | шут / колдунья |
1958 | Сампо | чародей |
1958 | Капитанская дочка | солдат |
1958 | Юность наших отцов | поп |
1959 | Василий Суриков | ряженый |
1959 | В нашем городе | дворник |
1959 | Косолапый друг | зритель в цирке |
1959 | Марья-искусница | Квак |
1959 | Муму | человек, купивший Муму у Степана |
1959 | Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва | работник почты |
1959 | Судьба человека | пьяный немецкий солдат |
1960 | Конец старой Берёзовки | прохожий |
1960 | Своя голова на плечах | сторож |
1961 | Вечера на хуторе близ Диканьки | чёрт / сплетница |
1961 | Совершенно серьёзно. Приятного аппетита | швейцар |
1961 | Человек ниоткуда | электромонтёр |
1961 | Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс | инспектор «Рыбнадзора» в лодке |
1962 | Деловые люди | папаша Эбенезер Дорсетт |
1962 | Я купил папу | продавец в зоомагазине |
1963 | Большой фитиль. Гудок | капитан парохода |
1963 | Королевство кривых зеркал | наиглавнейший церемониймейстер / возчик / вдовствующая королева |
1963 | Слепая птица | буфетчик |
1963 | Сорок минут до рассвета | эпизод |
1964 | Всё для Вас | дворник |
1964 | Морозко | Баба-Яга / разбойник-дьяк |
1964 | Обыкновенное чудо | палач |
1965 | Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») | эпизод |
1966 | Заблудший | колхозник-возница |
1966 | Весёлые расплюевские дни | Омега |
1966 | Волшебная лампа Аладдина | Наимудрейший |
1966 | Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика | Марим, гостеприимный доминошник |
1967 | Война и мир | пленный француз Морель |
1967 | Дубравка | Антон Юрьевич, почтальон |
1967 | Огонь, вода и… медные трубы | Кощей Бессмертный / Баба-Яга / пожарный |
1968 | Калиф-аист | мудрец Селим |
1968 | Улыбнись соседу | Владимир Захарович |
1969 | Варвара-краса, длинная коса | царь Чудо-Юдо |
1969 | Две улыбки | дедушка |
1969 | Старый дом | конвоир |
1970 | Баллада о Беринге и его друзьях | шут Балакирев |
1970 | Бушует «Маргарита» | пассажир |
1970 | Хуторок в степи | старик |
1970 | Шаг с крыши | вождь хапов Гы |
1971 | Держись за облака | Берёзка |
1971 | Достояние республики | железнодорожник |
1972 | Включите северное сияние | учитель физики |
1972 | Золотые рога | Баба-Яга / дед Маркел |
1973 | Обновили | дедушка Бори |
1975 | Финист | Кастрюк |
1976 | Деревня Утка | мистер Брауни |
1976 | Пока бьют часы | министр войны |
1976 | Развлечение для старичков | дедушка |
1978 | Замурованные в стекле | визирь |
1978 | Осенние колокола | правитель европейской державы |
1979 | Мой первый друг | предводитель бродяг Дик |
1980 | Если бы я был начальником | дед Любы |
1980 | История одного подзатыльника | прадедушка Димы Бугаева |
1980 | Полёт с космонавтом | старый конюх |
1980 | У матросов нет вопросов | пассажир |
1981 | Андрей и злой чародей | Цмок |
1981 | Шестой | старик-шахматист |
1982 | Безумный день инженера Баркасова | сосед |
1982 | Серебряное ревю | дядя Яша |
1983 | Без особого риска | пассажир ялтинского автобуса |
1983 | Комета | пенсионер |
1984 | Осенний подарок фей | солдат-охранник |
1985 | Внимание! Всем постам | пациент в больнице |
1985 | Господин гимназист | пассажир на вокзале |
1985 | После дождичка в четверг | визирь шаха Бабадура |
1986 | Полёт в страну чудовищ | генерал |
1988 | На помощь, братцы! | царь |
1990 | Убийство свидетеля | старичок с улицы |
1991 | Veniks. Половые щётки | Ариана Кларенс |
1991 | Действуй, Маня! | Иван Акимыч |
1991 | Пять похищенных монахов | вор Кощей |
1992 | Детонатор | чукча |
1992 | Ка-ка-ду | адвокат |
Личная жизнь
Георгий не любил рассказывать про себя, поэтому про личную жизнь актёра никто ничего не знал.
Когда ему было 22 года, в него влюбилась молодая актриса. Потом у неё начался роман на съёмочной площадке с режиссёром. Георгию она сообщила, что беременна. Для себя Милляр принял решение расстаться, т. к. не мог иметь детей. Актёр остался один и жил со своей мамой, которую очень любил. Милляр был добрым, мягким и беззащитным человеком.
Единственный друг, наставник для Георгия стал Александр Роу.
В 1968 году, когда актёру было 65 лет, познакомился с соседкой по коммунальной квартире Марьей Васильевной. С первым супругом женщина разошлась, второй муж погиб на фронте.
Как-то Александр Роу ему сказал: «Ты один мучаешься, она одна. А так будете вместе».
И Милляр предложил Марье Васильевне выйти за него замуж. Она согласилась.
Свадьбу играли всей съёмочной группой во время работы над картиной «Варвара-краса, длинная коса». Георгий радовался, что с ним рядом добрая, отзывчивая женщина. Марья Васильевна заботилась о нём. Её дочерей актёр удочерил.
Последние годы
Всю жизнь прожил в коммуналке и только в 80 лет получил отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы на улице Флотской. Вместе с Марьей Васильевной переехали туда.
Милляр никогда не жаловался и ничего ни у кого не просил. Дома любил петь и играть на баяне, что делал очень хорошо. Соседи с удовольствием приходили слушать.
В финале жизни Милляр почти не снимался. К тому времени Александр Роу умер и хороших ролей Георгию предлагали всё реже, чаще всего второстепенных персонажей.
Мечтал съездить во Францию – на историческую родину. Не получилось. Георгий Францевич Милляр не дожил до своего 90-летия всего пять месяцев и умер 4 июня 1993 года в Москве.
Его последними стихами были строчки: «…А наверное, было бы здорово, под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти…».
До последнего своего дня считал работу с Александром Роу самым счастливым и ярким периодом в своей жизни, а съёмки в кино самым важным.