Имя при рождении: Евгения Никандровна Ханаева |
Дата рождения: 2 января 1921 г. |
Место рождения: г. Богородск, сейчас г. Ногинск Московской области |
Профессия: актриса театра, кино |
Дата смерти: 8 ноября 1987 г., Москва |
2 января 2021 г. исполнилось 100 лет со дня рождения неординарной актрисы, игравшей эксцентричных особ — Евгении Никандровны Ханаевой. В своих работах она покоряет самобытностью и неповторимостью духовного мира. Ярко выраженная великая драматическая актриса передавала все нотки психологии своих персонажей. Ханаева известна по таким картинам, как «Монолог», «Розыгрыш», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Москва слезам не верит» и ряда других.
Семья
Ханаева — фамилия знаменитая. Её носят добрая половина рязанского села Песочня, откуда родом отец актрисы Никандр Сергеевич Ханаев (1890–1974) — оперный певец, педагог, народный артист СССР (1951), трижды лауреат Сталинских премий (1943, 1949, 1950).
Известен также, как исполнитель драматических ролей в спектаклях Большого театра. Его дочь, Евгения Никандровна, выбрала профессию отца, став знаменитой драматической актрисой.
Мама Евгении — Раиса Ильинична Рывкина, дочь богородского мещанина. Домохозяйка. Занималась обустройством семейного быта и воспитанием дочери. В детстве девочка занималась фортепиано и вокалом.
Драматические работы в театре
Евгения Ханаева обучалась актёрскому мастерству в Театральном училище им. М. С. Щепкина (1939–1941), в Московском театральном училище (1941–1943), в 1947 г. закончила Школу-студию МХАТ. Евгения училась вместе с Константином Градополовым, Михаилом Пуговкиным.
МХАТ
Творческая биография Евгении Ханаевой началась сразу после окончания вуза — была принята в труппу МХАТа.
Но режиссёр предупредил начинающую актрису, что ей не стоит ждать главных ролей.
Причиной такого отношения явилась внешность Ханаевой, которая не была красавицей, а для крупных ролей требовались симпатичные черты лица.
В последующем это предопределило актёрскую судьбу Евгении Никандровны, которой всё время доставалось играть второстепенных персонажей.
Тем не менее актриса, как маленький ребёнок радовалась каждой роли.
Наиболее яркие работы Ханаевой на сцене МХАТа в 50-х:
- «Пиквикский клуб» (1953) — миссис Хлопинс;
- «Дворянское гнездо» (1957) — Жюстина;
- «Зимняя сказка» (1958) — Паулина.
Определяющим моментом в жизни Евгении Ханаевой стал 1970 год, когда художественным руководителем МХАТа стал Олег Ефремов, оценивший её актёрский талант.
Ефремов задействовал Евгению Никандровну в разных спектаклях, предоставив полную свободу в исполнении ролей.
Ханаева начала играть классику, современную драму, комедию и гротеск. Наиболее известные постановки с её участием:
- «Старый Новый год» (1973) М. М. Рощина — Анна Романовна (называла себя «старым работником культуры»);
- «Иванов» (1976) А. П. Чехова — Зинаида Лебедева.
Диапазон ролей Евгении Никандровны в спектаклях достаточно широк — от неумолимо холодной миссис Чик в диккенсовском романе «Домби и сын» (1949), коварной в своей непреклонности королевы Елизаветы в драме Шиллера «Мария Стюарт» (1962), и до современниц из пьес Гельмана.
Год | Название спектакля | Роль |
---|---|---|
1948 | «Горячее сердце» А. Н. Островского | Девушка Курослепова |
1948 | «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака | Белка |
1949 | «Домби и сын» Ч. Диккенса | Миссис Чик |
1949 | «Мещане» М. Горького | Татьяна |
1951 | «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого | Княжна |
1953 | «Пиквинский клуб» Ч. Диккенса | Миссис Хлопинс |
1956 | «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина | Старушка с коляской |
1957 | «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева | Жюстина |
1957 | «Золотая карета» Л. М. Леонова | Раечка |
1958 | «Зимняя сказка» У. Шекспира | Паулина |
1958 | «Юпитер смеется» А. Кронина | Фани Лиминг |
1960 | «Кукольный дом» Г. Ибсена | Фру Линне |
1962 | «Мария Стюарт» Ф. Шиллера | Королева Елизавета |
1963 | «Егор Булычов и другие» М. Горького | Варвара |
1963 | «Дом, где мы родились» («Третья сестра») П. Когоута | Мать Владимира Краля |
1966 | «Тяжкое обвинение» Л. Р. Шейнина | Ксения Петровна |
1968 | «Чайка» А. П. Чехова | Полина Андреевна |
1973 | «Старый Новый год» М. М. Рощина | Анна Романовна |
1975 | «Заседание парткома» А. И. Гельмана | Дина Павловна Миленина |
1976 | «Муж и жена» М. М. Рощина | Татьяна Николаевна |
1976 | «Иванов» А. П. Чехова | Зинаида Саввишна Лебедева (Зюзюшка) |
1977 | «Обратная связь» А. И. Гельмана | Секретарь Сакулина |
1979 | «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана | Виолетта Матвеевна Нуйкина |
1981 | «Так победим!» М. Ф. Шатрова | Фотиева |
1986 | «Тамада» А. М. Галина | Синицына |
1987 | «Колея» В. К. Арро | Елена Алексеевна |
Московский драматический театр «Сфера»
В качестве приглашённой актрисы Евгения Ханаева также играла на сцене Московского драматического театра «Сфера» в постановках Е. И. Еланской:
- «До третьих петухов» (1983) по сказке Василия Шукшина — Тётя Маша, Баба-Яга;
- «Театральный роман» (1984) по М. А. Булгакову — Людмила Сильвестровна Пряхина.
В жизни не такая, как в кино
Когда часто видишь актёра на экране, создаётся некая иллюзия личного знакомства с человеком.
Например, в кинофильме «Москва слезам не верит» (1979) мать телеоператора Рудольфа по-мещански уверена в том, что только она знает, как надо жить. Кажется, что у Ханаевой такой же характер, как у её персонажа.
Но на самом деле, Евгения Никандровна, обычно играющая немолодых и зачастую эксцентричных особ, в жизни была совершенно иной, чем её героини на экране. Моложавая, подтянутая, спокойная.
Говорила тихо, и в каждой интонации сквозила душевная деликатность.
Создавалось впечатление, что она не могла отказаться от разговора, когда об этом просили. Работа для неё была как нечто сокровенное.
Ханаева принадлежала к такому типу актёров, в которых сама индивидуальность открывает возможность органично соединять комедийное с драматическим, выдавая меткие, мимолётные наблюдения, складывающие жизненный и достоверный образ.
Актриса не утруждала себя перевоплощениями и не нуждалась в них, она интересна именно в постоянстве своего сочувствия, любви к её неустроенным, странноватым героиням.
Участие в телеспектаклях
Евгения Ханаева впервые появилась на голубых экранах сначала в телеспектаклях. В 60-е актриса снялась в нескольких телевизионных постановках, но в эпизодических ролях. Известность пришла к актрисе в 1972 г. после показа по телевидению телесериала «День за днём». В телеспектакле были задействованы 144 самых лучших артиста из 11 театров Москвы. Ханаева сыграла вредную интриганку Мохалёву Антонину Григорьевну. И хотя актриса участвовала только в трёх сериях из семнадцати, её яркий персонаж запомнился зрителям.
Год | Название телеспектакля | Роль |
---|---|---|
1962 | Рабочий день В. И. Ленина | Л. А. Фотиева |
1965 | Мещане | Татьяна |
1967 | Кремлёвские куранты | старушка с ребёнком |
1969 | Егор Булычов и другие | Варвара |
1971–1972 | День за днём | Мохалёва Антонина Григорьевна |
1974 | Чайка | Полина Андреевна |
1977 | Заседание парткома | Дина Павловна Миленина |
1978 | Капитанская дочка | Василиса Егоровна |
1981 | Иванов | Зинаида Саввишна |
1984 | Институт бабушек | баба Зина |
1987 | Так победим! | Фотиева |
Роли в кино
После выхода телеспектакля «День за днём» с Евгенией Ханаевой связался режиссёр Ленфильма Илья Авербах, предложивший актрисе сыграть в фильме «Монолог» роль Эльзы Ивановны, экономки академика Сретенского.
Интересным представляется эпизод из этого кинофильма. Эльза Ивановна сидит на скамейке в сквере с дочерью академика Сретенского (роль исполнил Михаил Глузский) Таей — актрисой Маргаритой Тереховой, которая задаёт вопрос: «А вы любили когда-нибудь, Эльза Ивановна?». И она отвечает: «Я? Нет. Но мне об этом столько рассказывали, что я абсолютно всё себе представляю…». При этом на лице обескураженная улыбка человека, который умеет глубоко чувствовать и мужественно скрывать боль.
После выхода картины «Монолог» (1972) стало ясно, что появилась актриса, покоряющая самобытностью, талантом. В каждом последующем фильме, за характерной внешностью, даже некой похожестью персонажей, скрывался иной человек со своим духовным миром.
В фильме «Странные взрослые» (1974) режиссёра А. Шахмалиевой героиня Евгении Ханаевой является самой «странной» из всех, с кем сталкивается девочка по имени Джульетта. Соседка Августа Яковлевна (роль, которую играет Евгения Ханаева) выставила в коридор некоторые вещи. Легко ли понять детскому уму — с тем, что кажется просто старой рухлядью, связана прожитая жизнь. Девочке тяжело это понять, а вот умение великой актрисы без слов показать глубину переживаний Августы Яковлевны, помогает зрителям проникнуться сочувствием.
В другом фильме режиссёра А. Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977) Евгения Ханаева играла роль Изольды Тихоновны — ревниво-требовательной матери стареющего холостяка художника, которая становится столь же взыскательной свекровью. Но жизнь сложна и преподносит сюрпризы. В дальнейшем ей самой предстоит примерить «наряд» невестки и жить с будущей свекровью. Евгения Ханаева сыграла эту роль настолько изящно, с тончайшей отделкой трудноуловимых оттенков непростого характера.
Отдельного внимания стоит роль учительницы Марии Васильевны Девятовой в фильме «Розыгрыш» (1976) режиссёра В. Меньшова. Преподаватель предстаёт строго-взыскательной. Её фраза: «Я стараюсь воспитывать своих учеников сильными людьми». С другой стороны, внешне суховатой и с элементами юмора. «А у Марии ничего с юмором», — отмечает один из её учеников. Логический склад ума преподавателя математики помогает находить душевный контакт с ребятами.
Девятова ведёт прямой и жёсткий разговор с учениками. Она нетерпима для каких-либо нравственных компромиссов. Привычный властный голос Девятовой нас ни на минуту не обманет. Причём она даже не поучает ребят, а размышляет вместе с ними. Тем самым передавая свои нравственные императивы, одновременно стараясь многому учиться у подопечных, хочет их понять.
Владимир Меньшов рассказывал: «Она была скромнейшим, тишайшим человеком, чем все бессовестно злоупотребляли. Актёры приходили на площадку и сразу начинали ставить свои условия — кого снимать первым, сколько времени они вообще сегодня могут уделить и т. д. На том же «Розыгрыше» Евгения Ханаева уже сидела загримированной в 9 утра, а работать начинала только к обеду. И лишь однажды она не на шутку взвилась. Устроила такой разнос, что мне стало очень стыдно. Я ведь думал — ну, сидит человек, никуда не торопится, и даже не сообразил, что передо мной просто очень интеллигентная, хорошо воспитанная женщина…».
После премьеры фильма «Розыгрыш» Евгения Ханаева получила всесоюзную известность. За лучшее исполнение женской роли была награждена призом на X Всесоюзном кинофестивале в Риге (1977), а также удостоена Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1978). Когда же довелось встретиться с большой группой учителей, они обращались к артистке словно к своему коллеге-педагогу. Такова магия киноискусства.
«Когда выходишь к кинокамере, знаешь — именно сейчас надо отдать всё, что умеешь, что можешь. Другого раза не будет, зафиксированное на плёнке не переделаешь, заново не сыграешь. Эта мгновенность и окончательность, как сама жизнь. Ведь и в жизни каждый поступок — раз и навсегда» — говорила Евгения Ханаева о том, как она, театральная актриса, видит работу в кинематографе.
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1965 | Человек без паспорта | Клавочка, работница почтового отделения |
1970 | Эксперимент | учительница Лены |
1972 | День за днём | Антонина Григорьевна Мохалёва |
1972 | Монолог | Эльза Ивановна, домработница |
1973 | Свой парень | Таисия Петровна, комендант |
1974 | Странные взрослые | Августа Яковлевна |
1976 | Розыгрыш | Мария Васильевна Девятова, классная руководительница 9-го «Б» |
1976 | Жизнь и смерть Фердинанда Люса | Гизелла Дорнброк |
1976 | ... И другие официальные лица | Зинаида Петровна |
1976 | Приключения Нуки | Анна Захаровна, режиссёр театра (в титрах не указана) |
1976 | Сибирь | Затунайская |
1977 | По семейным обстоятельствам | Изольда Тихоновна, мать Николая |
1977 | Собственное мнение | Людмила Ивановна |
1977 | Волшебный голос Джельсомино | тётушка Кукуруза |
1979 | Весенняя Олимпиада, или Начальник хора | Инесса Аркадьевна, пионервожатая |
1979 | Поездка через город (киноальманах) | директор ЦПКИО |
1979 | Москва слезам не верит | мать Родиона Рачкова |
1980 | Старый Новый год | Анна Романовна, тётя Клавы Полуорловой |
1980 | Странный отпуск | Анна Спиридоновна |
1980 | У матросов нет вопросов | Анна Евлампиевна |
1980 | Тихие троечники | Лидия Павловна, бабушка Валентина Хрупалова |
1980 | Последний побег | Евгения Матвеевна, бабушка Вити |
1980 | Если бы я был начальником | тёща Немоляева |
1981 | Идеальный муж | леди Маркби |
1981 | Всем — спасибо! | сотрудница музея, разыскивающая фотографии Оружейного переулка |
1981 | Куда исчез Фоменко? | Вика Романовна, мать Фоменко |
1982 | 4:0 в пользу Танечки | Зоя Александровна |
1982 | Просто ужас! | Антонина Георгиевна |
1982 | Однолюбы | Мэри Клэпкоф |
1982 | Берегите мужчин! | представительница иностранной фирмы на выставке |
1982 | Время для размышлений | Ирина Михайловна, мать Али |
1982 | Мать Мария | мадам Ланже |
1983 | Безумный день инженера Баркасова | Алиса Юрьевна |
1983 | Воробей на льду | капитан милиции |
1983 | Витя Глушаков — друг апачей | Кира Ивановна |
1983 | Поздняя любовь | Фелицата Антоновна Шаблова |
1983 | Поцелуй | жена генерала |
1984 | Граждане Вселенной | бабушка Нины Григорьевны |
1984 | Блондинка за углом | Татьяна Васильевна, школьная учительница, мать Николая |
1984 | Канкан в Английском парке | Валерия Сопеляк |
1984 | Мой избранник | Бескова |
1984 | Нам не дано предугадать… | эпизод |
1985 | Непохожая | Нина Харитоновна, учительница Лиды |
1985 | Фитиль (киножурнал) (новелла №275 «Вне закона») | |
1986 | Кто войдёт в последний вагон | Агнесса |
1987 | К расследованию приступить | Рябикова |
1987 | Загадочный наследник | Глаша |
1987 | Под знаком Красного Креста | Вера Афанасьевна |
Личная жизнь
Первой любовью Евгении Ханаевой стал сын известного спортсмена и киноактёра Константина Градополова.
Юношу звали тоже Константином. Их знакомство состоялось в студенческие годы в школе-студии МХАТ. Они вместе учились на курсе. Молодые люди долго встречались, совместно строили планы. Но до свадьбы дело так и не дошло — по неизвестным причинам пара рассталась. По одной из версий Ханаева сильно ревновала Константина к другим женщинам. Выступали вместе на сцене МХАТ в спектаклях «Дворянское гнездо» (1957), «Егор Булычов и другие» (1963), телепостановке «День за днём» (1971).
Мужем Евгении Никандровны стал экономист Анатолий Успенский, отец которого работал во МХАТе главным бухгалтером.
Избранник был на 4 года моложе. Когда молодые люди сообщили родным о решении пожениться, то обе стороны были против. Родители Ханаевой мечтали для единственной дочери о более подходящей партии, и близкие Успенского тоже были не в восторге от выбора сына. Контраргументом молодых людей стала беременность невесты.
Когда в 1953 г. появился на свет внук Володя, родители Евгении разменяли свою 5-комнатную квартиру, чтобы молодые проживали отдельно. Но актёрская карьера плохо сказывалась на семейной жизни — Ханаева постоянно пропадала на работе. А когда сыну Володе исполнилось 14 лет, семья распалась. Евгения ушла внезапно. После развода сын с матерью не общался, видел её только с экрана телевизора.
Причиной развода послужило новое увлечение Евгении, которая влюбилась в актёра Льва Иванова. В 1961 г. он стал артистом МХАТа. Вместе они снялись в фильме-спектакле «Чайка» (1974).
Но Лев был женат, его супруга страдала психическим расстройством.
Ханаева ушла от мужа и сына, даже несмотря на то, что Иванов не мог находиться рядом, поскольку был не в состоянии бросить больную жену.
В результате Ханаева стала жила одна.
Актриса снималась в 3–4 фильмах за год, достаточно зарабатывала. В её квартире висели картины Шишкина, Поленова и Жуковского. Коллекционировала фарфор и старинные часы. Её часто приглашали на творческие встречи. После репетиций Ханаева вязала, шила новые наряды. В выходные ездила на дачу, сажала зелень, цветы.
Сын Володя большую часть жизни не понимал, почему мама его бросила. Она и раньше мало уделяла ему внимания, пропадая на работе, но зачем оставлять родного ребёнка, даже если ты сошлась с другим мужчиной?
По словам Евгении Никандровны, так она сама себя наказывала, обрекая на одиночество. Отношения матери с сыном наладились лишь незадолго до смерти актрисы — Ханаева сама позвонила Володе после того, как попала в аварию.
Владимир Успенский пошёл по стопам отца, став кандидатом экономических наук. Но свою семью так и не создал.
Причина смерти
Одним из увлечений Евгении Никандровны была езда на автомобиле — популярная актриса могла себе позволить иметь машину. В середине 1980-х на своих Жигулях Ханаева попала в серьёзное ДТП, получив травму позвоночника у основания шеи. И в результате начала страдать от невыносимых головных болей.
Никакие лекарственные препараты не могли купировать приступы. Обследование показало развитие опухоли, поэтому Ханаева, надеясь избавиться от постоянных болей, обратилась к известному нейрохирургу Эдуарду Канделю, который заключил: «Операция будет сложная и, к сожалению, небезопасная, только пятьдесят процентов за успех. Или — или».
Из-за сильных головных болей актриса согласилась, и в октябре 1987 г. была прооперирована. Но после окончания операции так и не вышла из комы. Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание, 8 ноября 1987 г. в возрасте 66 лет. Она так и не узнала, что накануне ей присвоено звание народной артистки СССР. Похоронили актрису на Введенском кладбище рядом с её отцом.
Соавтор статьи: Луценко Сергей Иванович