Имя при рождении: Светлана Ивановна Савёлова |
Дата рождения: 7 января 1942 г. |
Дата смерти 30 января 1999 г. |
Место рождения: г. Симферополь |
Профессия: советская актриса театра и кино |
Светлана Савёлова — советская актриса театра и кино, творческий путь которой был очень коротким. Её звезда зажглась в начале 1960-х гг. в фильме «Прощайте, голуби», а наибольшую известность принесла вышедшая в 1968 г. кинолента «Семь стариков и одна девушка», ставшая одновременно визитной карточкой актрисы и последней работой в кино.
Детство и юность
Родилась Светлана Савёлова 7 января 1942 г. в городе Симферополь. Её детство было в послевоенные тяжёлые годы. Отец погиб на войне, а мама, Раиса Ивановна, работала в военном госпитале фельдшером. У Светланы была старшая на год сестра — Людмила, и младший брат — Сергей. Все дети были от разных отцов. Мама тянула их одна.
Семья жила в маленькой комнате-коммуналке очень бедно. С раннего возраста Светлана увлекалась балетом. Её мама сама организовала кружок, где дети могли обучиться гибкости и пластике. После окончания школы Светлана сразу поступила работать в аптеку расфасовщицей лекарств.
Первая роль в кино
В 1960 году в Севастополе проходили съёмки фильма «Прощайте, голуби». Режиссёр картины Яков Сегель никак не мог найти актрису на роль медсестры Тани Булатовой. Начали снимать картину без главной героини. Однажды Яков Сегель зашёл в ближайшую аптеку за таблетками от головной боли и вдруг увидел Светлану за прилавком. Он понял, что нашёл главную героиню, которую столько времени искал. Жизнь девушки мгновенно изменилась подобно счастливой сказке.
Вместо медицинского института, в который мечтала поступить Светлана Савёлова, она оказалась на съёмках фильма «Прощайте голуби», вышедший на экраны в 1961 г. Роль главной героини медсестры Тани Булатовой была дебютом Светланы Савёловой в кино.
Партнёром по фильму стал Алексей Локтев, тогда уже студент ГИТИСа. Оба актёра полные надежд, молодые, обаятельные, красивые — сыграли влюблённую пару.
Картина закончилась, а сказка для начинающей актрисы Светланы Савёловой продолжилась. Фильм прошёл с большим успехом на экранах, а исполнительница главной роли поступила в театральный вуз.
Поступление в училище им. Щукина
Светлана Савелова, окрылённая успехом, с головой окунулась в сценическое искусство, поступив в Щукинское училище. У неё одной на курсе уже была главная роль в кино, поэтому свой звёздный статус актриса несла до самого выпускного. Красивая, обаятельная, с юмором за ней ухаживали молодые студенты, но у Светы был строгий характер и вольности она не допускала.
Роли в кино
Успех в кино Светланы Савёловой оказался быстротечным. Она сыграла всего в шести картинах, в их числе популярная комедия «Семь стариков и одна девушка». После этого актриса вдруг исчезла с экранов, хотя продолжала работать в театре.
В 1964 г. Светлане, ещё студентке театрального училища, поступило предложение от Виллена Азарова сняться в картине «Зелёный огонёк» в главной роли. Актриса сыграла юную провинциалку Ирину, приехавшую на один день в столицу. Увлекательное путешествие по Москве, романтический дух картины, оттепель начала 60-х годов — этот фильм понравился советским зрителям. Открытая, нежная, Светлана очень похожа на своих киногероинь.
Во второй половине 1960-х годов Савёлова снялась в ряде картин:
- «Слуша-ай!» (1963) — Марийка;
- «Последний жулик» (1966) — Катя;
- «День солнца и дождя» (1967) — Света, сестра Алёши.
В 1964 г. Савёлову приглашают на главную роль Маруси в телевизионный спектакль «Повесть о молодых супругах» экранизации Евгения Шварца. Это рассказ о паре молодожёнов, которые начинают строить совместную жизнь, испытывают разочарование, проходят многие трудности и понимают, что нужны друг другу.
Светлана Савёлова в роли Маруси — нежная, женственная, ранимая, обижается на своего мужа, когда тот приходит недовольный с работы. От главной героини мелодрамы на протяжении всего спектакля веет невероятной теплотой.
В 1968 г. молодая актриса снялась в фильме «По Руси» по ранним рассказам Максима Горького, где снова играла вместе со своим первым партнёром по съёмочной площадке Алексеем Локтевым.
Еще одна работа 1968 г. — главная роль в телевизионной комедии «Семь стариков и одна девушка» режиссёра Евгения Карелова. Партнёрами Савёловой были такие замечательные актёры, как Борис Чирков, Валентин Смирнитский, Борис Новиков, Николай Парфёнов, Алексей Смирнов, Анатолий Адоскин.
Эта роль стала самой известной работой актрисы. Она снялась в роли молодого тренера Лены Величко. Светлана Савёлова и Валентин Смирнитский сыграли влюблённую пару в картине.
Эта картина стала последней работой актрисы в кино. Режиссёры перестали приглашать Светлану сниматься.
Время шло. Кончилась юная жизнь героев фильмов и молодых актёров, кто их сыграл. Началась взрослая, где надо было не только сберечь свалившуюся удачу, но и удержать её.
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1960 | «Прощайте, голуби» | Таня Булатова, медсестра |
1963 | «Слуша-ай!..» | Марийка |
1964 | «Зелёный огонёк» | Ира Савёлова, выпускница музыкального училища |
1964 | «Повесть о молодых супругах» (фильм-спектакль) | Маруся Орлова, молодая жена |
1966 | «Последний жулик» | Катя |
1967 | «День солнца и дождя» | Света, сестра Алёши |
1968 | «По Руси» | Наталья |
1968 | «Семь стариков и одна девушка» | Лена Величко, начинающий тренер |
1988 | «Три девушки в голубом» (фильм-спектакль) | Татьяна |
Театральная деятельность
После окончания Щукинского училища Светлану Савёлову пригласили в театр имени Е. Б. Вахтангова. Но вскоре она принимает решение уйти к Анатолию Эфросу в Московский театр имени Ленинского комсомола. Со знаменитым режиссёром актрисе удалось поработать всего один год, так как в начале 70 гг. в театр был назначен художественный руководитель Марк Захаров.
Молодой режиссёр возлагал большие надежды на звезду фильма «Семь стариков и одна девушка». Первая постановка Марка Захарова в качестве главного режиссёра театра — пьеса «Автоград 21», написанная в 1973 г. Юрием Визбором. Это шумный спектакль, где все кричат, поют, танцуют. Сюжет был на актуальную тогда тему строительства большого автогиганта в районе Урала. Именно Светлане Савёловой новый худрук предложил роль Зои — жены персонажа Олега Янковского в спектакле. Марку Захарову нравилась яркая, талантливая, естественная игра Савёловой.
«Спектакль, что очень важно, привлёк внимание — и зритель в театре заметно помолодел. Это был успех нового поколения ленкомовцев», — вспоминал Марк Захаров о работе над постановкой «Автограда 21».
В 1988 г. Светлана Савёлова играет в постановке «Три девушки в голубом», где главные героини — троюродные сёстры, снимают вместе один дом, и у каждой проблемы в личной жизни. Женщины существуют рядом, но не слышат друг друга, всё время ссорятся, «качают права» из-за скудного наследства — разваливающегося дома с прохудившейся крышей, страдают от безденежья, испытывают одиночество. Светлана Савёлова сыграла роль одной из сестёр — Татьяну.
Однако из-за неустроенности в личной жизни актриса начинает злоупотреблять спиртным. Это стало проблемой для театра. Савёлова могла не прийти на репетицию, сорвать спектакль, ей давали всё меньше ролей, а в кино давно не приглашали.
Светлана уже не могла работать, но в театре её поддерживали и начисляли зарплату. Артистка так и останется служить в Ленкоме, но все роли станут эпизодическими.
Последние работы Светланы Савёловой были в середине 90-х гг. на сцене Ленкома в массовке.
Личная жизнь
В студенческие годы Савёлова вышла замуж за Геннадия Байсака, но брак был недолгим. После неудачного опыта актриса больше не выходила замуж, но пользовалась успехом у звёздных мужчин. У неё было много романов с такими известными актёрами, как Николай Караченцов, Сергей Милованов. Ходили слухи об отношениях с Александром Збруевым. Последние роман у Светланы был с бывшим сотрудником милиции.
Муж — Геннадий Байсак
Через год после получения диплома Савёлова вышла замуж за своего земляка, тогда ещё студента Щукинского училища и будущего режиссёра Геннадия Байсака. Свадьбу сыграли в их родном Севастополе. Геннадий очень любил жену, но не прошло и года, как пара распалась. Позже он вспоминал, что отношения не сложились, так как оба хотели главенствовать, ни в чём не уступали друг другу.
После развода с Геннадием, замуж Светлана больше не вышла. Но ходили слухи, что в театральной среде у красивой женщины было много громких романов.
Отношения с Николаем Караченцовым
Николай Караченцов пришёл в «Ленком», когда Савёлова уже была звездой. У неё случился роман с начинающим актёром, ещё тогда малоизвестным. У окружающих было такое впечатление, что молодые люди созданы друг для друга, настолько гармонично они смотрелись вместе.
Однако этот роман разрушила мама Николая Караченцова — Светлана ей не понравилась, поэтому пара распалась.
Отношения с Сергеем Миловановым
По свидетельствам бывших коллег актрисы она очень тяжело переживала разрыв в Караченцовым. На этой почве сошлась с актёром Сергеем Миловановым и под его влиянием начала выпивать. А потом вдруг пропала совсем.
Вернулась Светлана в театр через месяц со шрамом на лице. Рассказала, что попала в аварию, лежала в больнице, не хотела, чтобы её видели изуродованной. Алкогольная зависимость обострилась ещё больше после автокатастрофы.
Последний роман
Последним мужчиной в жизни актрисы стал сотрудник милиции, уволенный за пьянство. Между ними летали искры — бурно ругались, страстно мирились, вместе выпивали.
От этого мужчины Светлана хотела родить ребёнка. В 40 лет она забеременела, но ребёнок родился мёртвым. Это событие ещё больше подкосило актрису. Звезда продала квартиру, переехав из центра Москвы на окраину города.
Савёлова перестала приходить за своей зарплатой, в театр являлся её сожитель. Сколько лет они были вместе, неизвестно, но в конце жизни Светлана Ивановна осталась совсем одна — если и были какие-то знакомые и родные в Севастополе, она не поддерживала с ними отношений.
Причина смерти
С бывшей кинозвездой Светланой Савёловой произошла драма — она осталась совершенно одна, всеми забытая, никому не нужная. Что-то страшное произошло с ней. Она очень бедно жила в запущенной квартире. Греться в ярких лучах славы, а потом скатиться на самое дно — для красивой женщины равносильно смерти. Алкоголь крепко вошёл в жизнь Савёловой.
30 января 1999 г. тело 57-летней актрисы нашли в квартире на окраине Москвы. Врачи констатировали, что бездыханное тело Светланы пролежало несколько дней, прежде чем соседи, почуяв странный запах, вызвали милицию и вскрыли дверь.
В документе о смерти причиной указана острая алкогольная интоксикация с поражением печени. В последний путь Савёлову провожали коллеги театра.
Зрители запомнили её молодой, наполненной счастьем, которое передавалось через экран. Светлана Савёлова была яркой талантливой актрисой, но так и не смогла реализоваться до конца в профессии. В её жизни был резкий взлёт и глубокое падение, приведшее в итоге к трагедии.