Имя при рождении: Любовь Ивановна Добржанская |
Дата рождения: 24 декабря 1905 г. |
Место рождения: г. Киев |
Профессия: советская актриса театра и кино |
Дата смерти: 3 ноября 1980 г. |
Любовь Ивановна Добржанская — прославленная советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии. Зрители полюбили её за роль доброй и мудрой мамы непутёвого Жени Лукашина из новогодней комедии Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», хотя в её творческой биографии немало других интересных образов.
Детство, семья
Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 г. в семье киевских дворян Ивана Андрониковича и Ольги Васильевны Добржанских. Есть легенда, что когда будущая звезда экрана получала паспорт, с пера служащей упала клякса, превратив цифру 5 в восьмёрку. Девушка не стала исправлять описку и «убавила» себе 3 года. Свой день рождения актриса не любила отмечать. Но всегда праздновала именины — день Веры, Надежды и Любви.
Отец Любовь Ивановны был офицером царской армии, имел чин полковника, участвовал в Русско-японской войне, за что награждён орденом Святой Анны IV степени. Но в 1917 г. полк расформировали, а в начале 1920-х Ивана Андрониковича арестовали как «неблагонадёжного элемента». Через несколько дней приговорили к пяти годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения ему запретили жить в Центральной России, остаток своих дней потомственный дворянин Иван Добржанский провёл, работая пастухом в Казахстане. В середине 60-х Любовь Ивановна приедет с гастролями в Караганду, возьмёт автомобиль и одна поедет в Семипалатинск на поиски могилы отца. Но безрезультатно.
Мать будущей звезды театра, Ольга Васильевна, была выпускницей дворянской гимназии. Любовь Добржанская вспоминала, как мама учила читать её и младшего брата Дмитрия, и часто рассказывала им наизусть стихи Лермонтова и Пушкина. А дядя со стороны отца, Роман Романов-Добржанский, известный оперный певец, часто занимался с племянниками пением и водил в театр. Позже актриса скажет, что интерес к сцене она унаследовала именно от своего дяди.
В 1915 г. юная Люба поступает в Киевский институт благородных девиц. Там девушек обучали истории, географии, арифметике, немецкому и французскому языкам, а также рукоделию — все воспитанницы хорошо шили и вязали. Но Любу больше всего привлекал театральный кружок при институте. Будущая актриса участвовала во всех праздничных постановках. Именно здесь она твёрдо решила стать артисткой.
Но закончить учёбу не удалось. После революции 1917 г. институт закрыли, папа лишился жалования и был вынужден браться за любую работу. Отцу помогала мама, подрабатывая швей, прачкой, няней. Вскоре умер дядя актрисы Роман Романов-Добржанский и родители Любы взяли троих его детей к себе. Любовь Ивановна присматривала за младшими, выполняла все домашние дела, пока родители находились на работе. А после репрессии отца, устроилась на киевскую фабрику резиновых изделий.
Учёба
В 1923 г. Любовь Добржанская стала студенткой студии при Втором театре Украинской советской республики имени В. И. Ленина в Киеве (сейчас — Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки). Учёба давалась легко, девушка стала одной из лучших на курсе. Ей были подвластны любые роли, а занятия по сценической речи и вокалу стали любимыми предметами.
Через 2 года Любовь Добржанскую зачислили в труппу театра Украинской советской республики им. В. И. Ленина.
Театральная деятельность
Талант и красота актрисы быстро покорили сердца зрителей. Спектакли с её участием собирали полные залы. Добржанская блистала в роли Зины в водевиле «Вредный элемент», играла Александру Негину в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского. Очереди за билетами выстраивались даже на малоизвестные постановки «Фиолетовая щука» и «Яблоневый плен».
В 1933 г. театр Русской государственной драмы впервые показал пьесу В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». В ней Любовь Добржанская исполнила роль Комиссара — её героиня отправилась на военный корабль, чтобы переманить моряков-анархистов на сторону большевиков. Любовь Ивановна стала первой исполнительницей этой роли.
В 1934 г. на спектакле с Добржанской присутствовал директор Центрального театра Красной армии Владимир Месхетели. Он настолько поразился таланту актрисы, что после окончания спектакля пришёл в её гримёрку, чтобы предложить работу. Месхетели не рассчитывал на согласие — театр открылся совсем недавно, широкой публике ещё неизвестен. Но Любовь Добржанская, к тому моменту уже пережившая арест и смерть первого мужа, и разочаровавшаяся во втором браке, очень хотела сменить обстановку, чтобы попытаться забыть пережитый ужас.
Она переезжает в Москву, где поселяется в маленькой комнате театрального общежития. Однако в столице актрису ещё никто не знает, в отличие от Киева, и всё нужно начинать сначала.
Первыми спектаклями Добржанской в Центральном театре Красной армии были «Мещане» и «Васса Железнова». Долгое время она появлялась только в эпизодах. Впервые главную роль в этом театре актриса сыграла в 1938 г. Режиссёр Алексей Попов ставил пьесу Шекспира «Укрощение строптивой». Спектакль планировался грандиозным — специально для него подготовили красивые декорации, пошили дорогие костюмы. Но вот с исполнительницей главной роли — Катарины, ничего не получалось.
Режиссёр начинал репетиции с тремя актрисами, но их игра ему не нравилась. Тогда Любовь Добржанская сама предложила режиссёру свою кандидатуру. Спектакль имел оглушительный успех. Эта роль сделала Добржанскую ведущей актрисой Центрального театра Красной армии.
После начала Великой Отечественной войны всю труппу эвакуировали в Свердловск, но работа над постановками не остановилась. Так, в 1942 г. вышла пьеса «Давным-давно» драматурга Александра Гладкова. Роль Шурочки Азаровой исполнила Любовь Добржанская. По сюжету её героиня, юная девушка, переодевшись корнетом, сбегает из дома на войну с Наполеоном. Режиссёр Алексей Попов потом вспоминал, что долго не мог выбрать актрису на главную роль, ведь к тому времени Любовь Ивановна была существенно старше своей героини. Но обаяние артистки, грациозность и влюблённость в роль сделали спектакль визитной карточкой театра.
В 1944 г. эту постановку увидел Эльдар Рязанов и так проникся духом спектакля, а также образом главной героини, что через 18 лет снял по пьесе свою знаменитую музыкальную кинокомедию «Гусарская баллада» (1962).
Персонажи Любови Ивановны Добржанской были яркими и разноплановыми. Она могла сыграть любую роль — от простой крестьянки до знатной особы, от легкомысленной мещанки до мудрой и самоотверженной дамы. Театр занимал всё её время, почти каждый вечер актриса выходила на сцену. Добржанская играла во многих больших постановках — «Учитель танцев», «Голос Америки», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Титаник-вальс» и других.
Будучи уже известной актрисой, имея правительственные награды, Любовь Ивановна также ярко играла эпизодические роли — маму слепого мальчика в постановке «Всеми забытый», Анну Петровну в пьесе «Якорная площадь».
В Центральном театре Советской армии актрису очень уважали, но опасались. Добржанская не выносила панибратства и терпеть не могла сплетен и закулисных интриг.
Актёр Фёдор Чеханков в своих воспоминаниях говорил про Любовь Ивановну: «Она не то чтобы умела дружить с режиссёрами — она умела их понять. В Добржанской оказалась бездна содержания. С ней интересно было разговаривать, интересно что-то обсуждать».
В 1965 году Любовь Ивановна Добржанская стала Народной артисткой СССР.
Актриса работала и в других театрах Москвы. В Драматическом театре им К. С. Станиславского участвовала в постановке «Материнское поле» (1964) в роли Толгонай.
В 70-х годах она играла в нескольких спектаклях самого модного театра тех времён «Современник».
- «Восхождение на Фудзияму» (1972) — Айша-Апа.
- «Из записок Лопатина» (1974) — Актриса.
- «Эшелон» (1975) — Старуха.
Год | Спекталь | Роль |
---|---|---|
1932 | «Страх» А. Н. Афиногенова | Валя |
1933 | «Таланты и поклонники» А. Н. Островского | Негина |
1933 | «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского | Комиссар |
1934 | «Вредный элемент» В. В. Шкваркина | Зина |
1935 | «Варвары» М. Горького | Татьяна |
1935 | «Васса Железнова» М. Горького | Рашель |
1936 | «Слава» В. М. Гусева | Лена |
1937 | «Укрощение строптивой» У. Шекспира | Катарина |
1939 | «Падь Серебряная» Н. Ф. Погодина | Таня |
1942 | «Давным-давно» А. К. Гладкова | Шура Азарова |
1946 | «Учитель танцев» Л. де Вега | Фелисиана |
1949 | «Голос Америки» Б. А. Лавренёва | Фелисиана |
1950 | «Флаг адмирала» А. П. Штейна | леди Гамильтон |
1952 | «Мастерица варить кашу» Н. Г. Чернышевского | Карелина |
1953 | «Извините, пожалуйста» А. Е. Макаенка | Ганна Чихнюк |
1954 | «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу | Миссис Уоррен |
1954 | «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского | |
1955 | «Варвары» М. Горького | Надежда Монахова |
1956 | «Титанник-вальс» Т. Мушатеску | Дачия |
1957 | «Моя семья» Э. де Филиппо | Елена Стильяно |
1958 | «Средство Макропулоса» К. Чапек | Эмилия Марти |
1958 | «Всеми забытый» Н. Хикмета | мать слепого мальчика |
1958 | «Добряки» Л. Г. Зорина | Гребешкова |
1959 | «Любка-любовь» З. Дановской | Прасковья |
1960 | «Якорная площадь» И. В. Штока | Анна Петровна |
1961 | «Каса Маре» И. П. Друце | Василуца |
1961 | «Левониха на орбите» А. Е. Макаенка | Лушка |
1962 | «Под одной из крыш» З. М. Аграненко | Анастасия |
1963 | «Физики» Ф. Дюрренматта, режиссёр Б.В. Эрин | доктор Матильда фон Цанд, врач–психиатр |
1965 | «Вишнёвый сад» А. П. Чехова | Раневская |
1967 | «Влюблённый лев» Ш. Дилейни | Кит |
1968 | «Два товарища» В. Н. Войновича | Бабушка |
1969 | «Дядя Ваня» А. П. Чехова | Войницкая |
1973 | «Птицы нашей молодости» И. П. Друце | тётушка Руца |
1976 | «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо, режиссёр П. Н. Фоменко | графиня Мария |
1976 | «Странствия Билли Пилигрима» по роману Бойня номер пять, или Крестовый поход детей К. Вонегута | мать Билли |
1977 | «Фантазии Фарятьева» А. Н. Соколовой | тётка Фарятьева |
Роли в кино
Любовь Добржанская долго отвергала предложения сняться в кино, утверждая, что для неё театр на первом месте. Уговорить актрису смог Эльдар Рязанов, пригласив её в свой фильм «Берегись автомобиля» (1966) на роль матери главного героя — угонщика Юрия Деточкина.
Позже режиссёр вспоминал: «Не забыл я своего впечатления от потрясающей игры Добржанской. И как только у меня в сценарии появилась роль, соответствующая её возрасту и данным, я тут же обратился к актрисе».
Эльдар Рязанов говорил, что хотя в жизни Добржанская была человеком достаточно строгим, а порой даже резким, на экране она воплотила образ ласковой и душевной мамы. А вот песню «Наш паровоз», которую она пела в картине, актриса очень не любила.
Хотя своих детей Любовь Ивановна не имела, да и не видела сама себя в роли матери, актриса запомнилась советским зрителям именно в образе мудрой, нежной и ласковой мамы — сначала Юры Деточкина, а потом Жени Лукашина в романтической комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975).
Третьим «экранным сыном» Любови Добржанской стал Олег Даль в картине «В четверг и больше никогда» (1977). Эта роль оказалась последней её работой в кино. Актриса не хотела сниматься — сказывался возраст, подводила память. Режиссёр Анатолий Эфрос изначально утвердил на эту роль Евдокию Урусову, но незадолго до начала съёмок она сломала ногу. Тогда режиссёр приложил все усилия, чтобы уговорить Добржанскую и в 1977 году картина вышла на экраны.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
1947 | Свет над Россией | эпизод |
1952 | Учитель танцев | Фелисиана |
1966 | Берегись автомобиля | мама Юрия Деточкина |
1968 | Урок литературы | Анна Тюрина, писательница |
1969 | Адам и Хева | Айбала |
1969 | Последняя ночь уходящего года | Гамида |
1970 | Две улыбки | Бабушка |
1970 | Марианна Колли | |
1970 | Суд совести | Мария |
1972 | А.П. Чехов. Дядя Ваня (фильм-спектакль) | Войницкая |
1972 | Игрок | Антонида Васильевна, бабушка |
1974 | Коляска на балконе | Варвара Васильевна |
1974 | Осенние грозы | Замфира |
1975 | Из записок Лопатина (фильм-спектакль) | актриса |
1975 | Ирония судьбы, или С лёгким паром! | Марина Дмитриевна, мама Жени Лукашина |
1977 | В четверг и больше никогда | Екатерина Андреевна, мать Сергея |
Личная жизнь
Судьба была не слишком благосклонна к артистке. Любовь Добржанская четыре раза была замужем и трижды становилась вдовой.
Первый муж — Иван Червинский
Первым супругом Любови Добржанской стал её коллега, актёр Русской государственной драмы Иван Червинский. Но насладиться семейной жизнью 19-летняя девушка не успела. Мужа арестовали — его высказывания за игрой в преферанс кому-то показались антисоветскими и на Ивана написали донос. Интеллигентный и утончённый молодой человек — актёр, сын священника, не выдержав допросов и пыток, повесился в камере.
Второй муж — Владимир Нелли-Влад
Решительная, целеустремлённая и жизнерадостная Добржанская недолго носила траур.
Следующий брак с театральным режиссёром Владимиром Нелли-Владом был скорее по расчёту, нежели по любви. Говорят, что в пьесу «Оптимистическая трагедия» он пригласил играть Добржанскую, потому что она была его женой. Но вскоре Любовь устала играть страсть в жизни, и уехала в Москву. Развод оформила, выслав бумаги почтой.
Третий муж — Осип Шахет
С третьим мужем актриса познакомилась уже в Москве, когда служила в Театре Красной армии.
Они были очень счастливы — помогали друг другу в работе над ролями, строили планы, мечтали о собственном доме. Но судьба распорядилась иначе. Однажды утром Осип вышел покурить на балкон, и его сразил инфаркт. Во второй раз Любовь Добржанская стала вдовой.
Четвёртый муж — Виктор Кручинин
После смерти Осипа Шахета Любовь Добржанская решила больше не выходить замуж. Но сердце актрисы покорил её аккомпаниатор Виктор Кручинин. Он был известным гитаристом, происходил из старинного цыганского рода и не раз аккомпанировал Добржанской во время гастролей. Любовь Ивановна часто исполняла романсы, особенно ей нравилась песня «Колыбельная Светлане» из пьесы «Давным-давно».
В четвёртом браке Добржанская прожила счастливые 25 лет. Но в январе 1975 г. Виктор Кручинин скончался. Любовь Ивановна очень тяжело переживала потерю мужа.
Последние годы
После смерти Виктора Кручинина Любовь Добржанская уволилась из театра. Ей было уже 70 лет, чувствовала она себя плохо. В декабре 1978 г. в Центральном театре Советской армии состоялся юбилейный вечер, посвящённый артистке. Театр прощался со своей ведущей актрисой.
Последние годы Любовь Добржанская провела тихо, живя в маленькой квартирке. Соседи не узнавали в сутулой старушке в стоптанных галошах некогда элегантную и строгую звезду театра и кино. Даже её характер изменился. Всю жизнь высокомерная, она вдруг стала мягкой и душевной.
В 74 года Любовь Ивановна сломала шейку бедра, что послужило причиной её смерти. В больнице одинокую старушку отпустили умирать домой. Последние недели жизни Любови Ивановны Добржанской прошли в муках, боли, одиночестве.
Актрисы не стало 3 ноября 1980 года. На панихиде в Театре Советской армии звучала запись «Печального вальса» — мелодии из постановки «Вишнёвый сад» в исполнении Виктора Кручинина — её любимого Витеньки.
Похоронили Любовь Добржанскую на Ваганьковском кладбище рядом с мужем.