Имя при рождении: Нинель Константиновна Мышкова |
Дата рождения: 8 мая 1926 г. |
Место рождения: г. Ленинград |
Профессия: советская актриса театра и кино |
Дата смерти: 13 сентября 2003 г. |
Нинель Мышкова — советская киноактриса, фильмография которой насчитывает около 30 работ. В 1976 г. удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
Актриса вахтанговской школы, она рано перестала сниматься в кино из-за болезни. Но запомнилась зрителям русской красавицей из сказок, с прекрасным женственным лицом и лучистыми глазами.
Семья
Мама Нинель Мышковой — Наталья Васильевна (1900–1967), происходила из дворян. Дала дочери хорошее воспитание.
Отец — Константин Романович Мышков (1893–1942) — из крестьян, до революции призван в императорскую армию, служил унтер-офицером, но с приходом советской власти перешёл на сторону большевиков. В 1918 году вступил в РККА и ВКП(б). Участник Гражданской войны. Избежал репрессий, сделал удачную военную карьеру.
К началу Великой Отечественной войны Константин Романович уже стал генералом-лейтенантом артиллерии. В августе 1942 г. направлен в Сталинград, где погиб, попав под бомбардировку немецкой авиации. Нинель тогда было 16 лет. Свой день рождения она потом праздновала не 8, а 9 мая — в память о любимом отце.
Детство, юность
Родилась Нинель Мышкова 8 мая 1926 г. в Ленинграде. Красивое имя ей дал отец, который верил в светлое коммунистическое будущее, поэтому назвал дочь в честь вождя советского пролетариата — имя Нинель читается справа налево как Ленин. Но сама Мышкова, будучи уже взрослой, просила друзей и близких называть её Евой.
В 30-е годы XX века активно развивалось звуковое кино, на экранах блистали первые звёзды советского кинематографа. Маленькая Нинель с раннего детства любила смотреть фильмы с участием кумиров тех лет, мечтая стать актрисой. Поэтому, окончив в 1943 г. школу, подала документы в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина, поступив с первого раза.
Роли в кино
Ещё учась в «Щуке», после занятий, как и многие другие студенты, Нинель торопилась на «Мосфильм», в надежде, что какой-нибудь режиссёр заметит молодую артистку и пригласит в массовку, а если повезёт, предложит роль второго плана.
Удача улыбнулась Мышковой в 1947 г. Сразу после окончания Щукинского театрального училища актриса дебютировала в роли молодого врача Ольги Шабуниной в военной драме про Великую Отечественную войну «За тех, кто в море» режиссёра Александра Файнциммера. Эта роль сразу принесла первый успех, после которого Мышкову стали приглашать сниматься знаменитые режиссёры.
Кинорежиссёр Александр Птушко, работая над фильмом-сказкой по мотивам онежских былин «Садко», пригласил Мышкову на роль Ильмень-царевны. В картине звучит великая музыка Н. А. Римского-Корсакова в обработке Виссариона Шебалина, играют звёзды тех лет — Сергей Столяров, Алла Ларионова. В 1953 г. фильм получил приз «Серебряный лев» на Международном кинофестивале в Венеции.
Режиссёр Александр Птушко в 1956 г. пригласил Нинель Мышкову сниматься ещё в одной киносказке «Илья Муромец» на роль Василисы. В этой картине кинорежиссёр придумал и применил новые оригинальные приёмы съёмки, создал множество конструкций, приспособлений, спецэффектов — в то время это были революционные решения, добавляющие реалистичности происходящему на экране.
В 1957 г. режиссёры Яков Сегель и Лев Кулиджанов пригласили Мышкову на главную роль в картину «Дом, в котором я живу». Партнёрами Нинель по фильму стали знаменитые актёры Михаил Ульянов, Евгений Матвеев, Валентина Телегина и другие. Героиня Мышковой — Лидия, ждёт от жизни чего-то яркого, необыкновенного, но рядом с ней живёт, трудится обычный человек — её муж. Нинель верно показала образ Лиды, как постепенно меняется её характер на протяжении всей картины — от эгоистичной, требовательной девушки, не любящей своего мужа, до сломленной войной женщины в конце фильма. Бесконечно длинные, трудные годы одиночества, тоска по мужу, от которого нет никаких вестей меняют Лиду, делая её симпатичной и понятной зрителю.
Фильм, подкупающий своей естественностью и простотой, полюбился советским кинозрителям, став лидером кинопроката в 1957 г. После выхода картины к актрисе Мышковой пришла настоящая всенародная известность.
После успеха фильма «Дом, в котором я живу» в Госкино посоветовали Нинель перестать указывать в титрах библейское имя Ева. С тех пор везде — в журналах, открытках, продающихся в Союзпечати, а также в титрах картин, теперь писалось настоящее имя Мышковой.
В 1959 г. знаменитый режиссёр Александр Роу — ирландец по происхождению, ставший «самым русским» сказочником, приглашает Мышкову на главную роль в сказку «Марья Искусница». Это музыкальный цветной художественный фильм, поставленный по пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате». Премьера фильма в СССР состоялась 24 марта 1960 г. Это была уже третья сказка, где снималась актриса, принёсшая ей всесоюзную славу.
Картина «Дом с мезонином» (1960) представляет экранизацию произведения Антона Чехова, где показана дореволюционная эпоха — атмосфера русской провинции. Петербургский художник в исполнении Сергея Яковлева, влюблён в юную романтичную девушку, которая отвечает ему взаимностью. Мышкова сыграла строгую, деловую старшую сестру Лидию Волчанинову, которая холодно вмешивается в отношения молодых людей и разлучает влюблённых.
В 1962 г. Нинель Мышкова снялась в психологической социальной драме «Никогда» в роли Ирины Алесиной — жёны директора судостроительного завода в исполнении Евгения Евстигнеева. В картине она красива, элегантна, но и в то же время сдержанна. Именно такие качества искал молодой режиссёр Пётр Тодоровский, подбирая актрису.
Ещё одна главная роль, принёсшая успех Мышковой, была в картине «Гадюка» (1965), созданной по произведению советского писателя Алексея Толстого. Выбор Нинель на роль Ольги Зотовой был несколько неожиданным. Актриса в то время много снималась в кино, и ей свойственно было играть лиричность, мягкость, женственность. И вдруг «Гадюка». Режиссёр Виктор Ивченко представил Нинель в образе бесстрашной девушки в щегольских кавалерийских сапожках верхом на коне. Мышкова создала сложный и противоречивый образ купеческой дочери, ставшей смелым бойцом Красной Армии, но не нашедшей потом своего места в мирное время.
Роль Ольги Зотовой в фильме «Гадюка» станет одной из самых драматических и значимых в карьере Мышковой. За неё в 1966 г. актриса получила почётный диплом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.
Расцвет кинокарьеры Нинель Мышковой пришёлся на 60-е годы XX века. В то время она входила в десятку звёзд советского кинематографа. Ей по плечу были не только сказочные персонажи, но также драматические герои. Красота, женственность, темперамент были свойственны актрисе, раскрывая перед зрителями все краски её таланта.
В 70-е годы режиссёры ещё приглашали Мышкову на главные роли, но снималась она уже не так часто, как раньше. Последняя работа Нинель в кино была в трёхсерийном детективном фильме «Гонки по вертикали» (1982).
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1947 | За тех, кто в море | Ольга Шабунина |
1952 | Садко | Ильмень-царевна |
1956 | Сердце бьётся вновь | Нина Алексеевна, врач-кардиолог |
1956 | Илья Муромец | Василиса |
1957 | Дом, в котором я живу | Лида, жена геолога Мити |
1958 | Капитан первого ранга | Лезвина |
1959 | Человек меняет кожу | Немировская |
1959 | Марья-искусница | Марья-искусница |
1960 | Дом с мезонином | Лидия Волчанинова |
1961 | Человек ниоткуда | Оля |
1962 | Никогда | Ирина |
1962 | Здравствуй, Гнат! | Мария |
1963 | Серебряный тренер | Джулия |
1964 | Ноль три | Ольга |
1964 | Лёгкая жизнь | Ольга Сергеевна |
1965 | Гадюка | Ольга Зотова |
1966 | А теперь суди | Сашенька |
1967 | Доктор Вера | актриса Ланская |
1967 | Десятый шаг | Аня Перемытова-Дзюба |
1968 | Мужской разговор | мама |
1968 | Крах | Ольга |
1969 | Падающий иней | Сильвана |
1970 | Путь к сердцу | Зорина и мадам Жакино |
1972 | Софья Грушко | Софья Грушко |
1974 | Большое космическое путешествие | Катерина, сотрудник центра управления полётом |
1975 | Лесные качели | Таисия Семёновна |
1976 | «Сто грамм» для храбрости (киноальманах) | Надежда Ивановна Мещерякова, соседка |
1979 | Человек меняет кожу | Немировская |
1982 | Гонки по вертикали | Валентина, жена Обнорского |
Озвучивание
Нинель Мышкова подарила свой голос персонажам двух иностранных фильмов, над дубляжем которых она работала в 1971 и 1972 годах.
- «Задержанный в ожидании суда» (Италия).
- «Анатомия любви» (Польша).
Личная жизнь
Нинель Мышкова была обворожительно красива и талантлива. Многие режиссёры, операторы, актёры, композиторы не могли устоять перед этой женщиной. Рано потерявшая отца, которого очень любила, Нинель потом всю жизнь искала подобного мужчину — зрелого, мудрого, больше отца, чем возлюбленного. Но настоящую любовь актриса нашла не сразу, а лишь в четвёртом браке с режиссёром Виктором Ивченко.
Первый муж — Владимир Этуш
Впервые Мышкова вышла замуж, когда ещё училась в «Щуке». Избранником Нинель стал будущий знаменитый актёр Владимир Этуш, только что вернувшийся с фронта. Они познакомились в 1945 г.
Молодой военный сразу покорил сердце девушки. Вскоре влюблённые поженились. Интересно, что Владимир Этуш только в загсе впервые узнал настоящее имя своей жены, так как она ему представилась Евой.
Молодожёны жили в трёхкомнатной квартире на Чистых Прудах в доме №12 с мамой Нинель. Но этот брак просуществовал недолго. Влюблённость молодой красавицы быстро угасла. Пара рассталась, когда девушка увлеклась другим мужчиной.
Второй муж — Антонио Спадавеккиа
Антонио Эммануилович Спадавеккиа был известным советским композитором итальянского происхождения. Сочинял музыку к операм, балетам, мультфильмам, кинофильмам. Его дедушка в XIX веке вместе с Гарибальди боролся за освобождение Италии. Но вынужден бежать из своей страны в российскую империю, обосновавшись в Одессе, где обзавёлся семьёй. Отец Антонио был моряком. Молодой человек с детства увлекался музыкой. После окончания школы поехал в Москву, поступил в консерваторию, потом стал учеником Сергея Прокофьева.
С Нинель Антонио Спадавеккиа познакомился в 1947 г. на съёмочной площадке фильма «За тех, кто в море», для которого писал музыку. Композитор был старше Нинель на 19 лет, но, несмотря на такую разницу в возрасте, они оба полюбили друг друга и расписались.
Но эти отношения тоже просуществовали недолго — брак распался. После расставания с Нинель композитор долгое время был подавлен.
Третий муж — Константин Петриченко
В 1952 г. на съёмках фильма «Садко» Мышкова встретила кинооператора Константина Петриченко, который стал следующим официальным супругом актрисы. Оба были красивы, молоды, талантливы. В 1954 г. у них родился сын Костя.
Семья жила счастливо в атмосфере покоя, уюта. Вместе растили сына, очень любили отмечать праздники. Брак просуществовал более 10 лет.
В 1962 г. Нинель рассталась с Константином Петриченко, так как полюбила другого. Муж кинооператор так и не снял красавицу жену ни в одном из фильмов, с которыми работал.
Сын Константин
Сына Нинель Мышкова назвала Костей — как отца и деда. Это было её любимое мужское имя.
Константин-младший, так его называли дома, рос послушным, добрым ребёнком, развитым не по годам. Родители мальчика не баловали, но, несмотря на постоянную занятость, находили время на общение и воспитание. Бабушка — мама Нинель, тоже вносила свою лепту — учила внука с пользой проводить время, занимаясь полезными делами.
Когда Косте было около десяти лет, его родители мирно развелись, но навсегда сохранили между собой тёплые, дружеские отношения.
Константин не пошёл по стопам родителей, избрав для себя профессию дипломата. В детстве учился во «французской» спецшколе, а после окончания подал документы в МГИМО. С первого раза поступить не удалось. Но после службы в армии, Костя без какой-либо протекции сам поступил на факультет международных отношений МГИМО, успешно его потом закончив.
У Константина Константиновича Петриченко сложилась удачная карьера дипломата. Много лет работал в Париже, будучи пресс-атташе советского посольства во Франции. Был первым секретарём МИД России, советником Информационного управления президента РФ, заместителем начальника департамента по развитию отношений с ЕС, руководителем Управления международных связей партии «Единая Россия». Воспитывает сына, которого по семейной традиции тоже назвали Костей.
Четвёртый муж — Виктор Ивченко
В 1962 г. в Киеве на киностудии им. Довженко на съёмках картины «Здравствуй, Гнат» Нинель Мышкова наконец нашла свою настоящую любовь.
Когда актриса на пробах к фильму вошла в кадр, режиссёр Виктор Ивченко воскликнул: «Я влюбился»! И Мышкову сразу же утвердили на главную роль.
Виктор Илларионович был старше Нинель на 14 лет, и уже являлся известным режиссёром. Это был талантливый, немногословный, но остроумный человек. Его основательность, спокойная надёжность напоминали Нинель её любимого отца.
Когда Ивченко понял, что влюбился, то сразу сказал своей жене, украинской актрисе Ольге Ножкиной: «Я встретил женщину, без которой не могу жить». Мышкова тоже сразу известила своего мужа, что полюбила другого.
Роман Нинель и Виктора Ивченко продолжил развитие на съёмках следующего их совместного фильма «Серебряный тренер» (1963). Отношения продолжались во время работы над картиной «Гадюка» (1965). И наконец в 1966 г. влюблённые официально зарегистрировали брак.
Виктор Илларионович хорошо относился к сыну Мышковой. Костя тоже принял отчима, но продолжал жить со своей бабушкой на Чистых Прудах. Все 10 лет отношений с Виктором Ивченко Нинель Мышкова разрывалась между Киевом и Москвой. Ведь в одном городе был её муж и работа, а в другом оставались Костя с бабушкой.
Отношения влюблённых были очень нежными, светлыми. У них сложился счастливый творческий союз — кинорежиссёр снимал фильмы, в которых Мышкова играла главные роли. Так, они вместе работали над картинами «Десятый шаг» (1967), «Падающий иней» (1969), «Путь к сердцу» (1970), «Софья Грушко» (1972). Всего Мышкова снялась в семи фильмах Ивченко — сначала как любимая актриса, а потом уже будучи женой кинорежиссёра.
Их совместная жизнь и творчество были счастливыми, но недолгими. Виктор Ивченко не умел себя жалеть, все проблемы пропуская через сердце, поэтому перенёс три инфаркта. Но после четвёртого не смог оправиться. В 1972 г. он поехал в Ростов-на-Дону для подбора натуры к очередному фильму. Той ранней осенью на Дону стояла сильная жара, на фоне которой у Виктора Илларионовича произошёл гипертонический криз, вызвавший четвёртый инфаркт. Нинель срочно прилетела к мужу, но 7 сентября он умер у неё на руках в ростовской больнице.
Для Нинель Мышковой это был страшный удар, после которого она до конца так и не оправилась. Перевезя тело супруга из Ростова-на-Дону в Киев, актриса за одну ночь сшила себе траурное платье. Потом на кладбище, прощаясь с любимым, положила в гроб все письма, которые они писали друг другу. А после похорон навсегда уехала из Киева.
При всей своей красоте, женственности, неотразимом обаянии Нинель Мышкова больше никогда не выходила замуж.
Болезнь, последние годы
После того как в 1982 г. Нинель Мышкова снялась в незначительной роли детективной картины «Гонки по вертикали», больше в кино она не снималась. Сначала по причине полного забвения со стороны режиссёров, а потом по состоянию здоровья.
В первой половине 80-х у актрисы начал развиваться прогрессирующий рассеянный склероз — постепенная потеря памяти. Все тяжёлые годы рядом с ней находился сын Константин и его жена Елена. Они смогли уберечь маму от пересудов о болезни, лечили, ухаживали за ней. В свою вторую командировку в Париж сын взял матушку с собой, чтобы проконсультироваться у ведущих французских врачей. Но все вердикты подтверждали диагноз советских медиков.
В 90-е Нинель Мышкова продолжала жить в Москве всё в том же доме №12 на Чистых Прудах, куда в конце 30-х она въехала вместе со своими родителями. Постепенно начали навсегда уходить её друзья. В 1995 г. не стало Константина Никифоровича Петриченко. И лишь забота семьи оставалась неизменной.
13 сентября 2013 г. сердце одной из красивейших советских актрис остановилось. Похоронена Нинель Мышкова в Москве на Новодевичьем кладбище в одной могиле с её родителями.
Болезнь заперла актрису в квартире, заставив многие годы жить в тени. Но киноэкран сохранил её прекрасное лицо, красивый голос, изящную фигуру. Нинель Мышкова скончалась в забвении, но навсегда осталась для поколений кинозрителей вечно молодой красавицей из русских сказок.