Имя при рождении: Александра Семёновна Завьялова |
Дата рождения: 4 февраля 1936 г. |
Место рождения: с. Титовка Сосновский район Тамбовская область |
Профессия: советская актриса театра и кино |
Дата смерти: 3 февраля 2016 г. |
Александра Завьялова — самобытная актриса с яркой внешностью. В каждой картине, она как художник создавала образы, которые невозможно забыть. Её любила камера и зрители. Режиссёр Михаил Ромм считал пластику артистки эталоном и показывал студентам ВГИКа кадры с её участием.
Творческая биография Александры Завьяловой состоит из работ у знаменитых режиссёров. В 1994 г. удостоена звания заслуженной артистки Российской Федерации.
Детство и юность
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936 г. в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области. Её отец Семён Завьялов происходил из богатой купеческой семьи, воевал в Отечественную, побывал в плену.
Шура была поздним ребёнком. Мама Таня родила её в сорок лет, хотя у неё уже была одна дочь — Клавдия, старше Александры на 10 лет. Шурочка хорошо училась, росла правильной, послушной, помогала родителям.
Ещё девочкой Завьялова славилась красотой — белозубая улыбка, толстая длинная коса, брови вразлёт и удивительно выразительные глаза. С детских лет мечтала стать актрисой — пела в хоре, танцевала, ездила выступать в районный центр, могла изобразить кого угодно. Её мама уже тогда считала, что дочка особенная, не такая, как все, но не хотела, чтобы она становилась артисткой.
В юности родители стали уговаривать Александру: «Поступай в сельскохозяйственный или педагогический».
Но девушка твёрдо стояла на своём — буду артисткой. Поэтому, несмотря на протесты отца с матерью, после окончания школы, попросив купить билет старшую сестру Клавдию, уехала в Ленинград. И с первой попытки поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
Позже, став популярной, получив признание, Александра Завьялова никогда не забывала родителей и сестру, приезжала в родное село, делилась своими успехами.
Роли в кино
После окончания в 1958 г. вуза Александра Завьялова по распределению поехала работать в Брестский академический театр драмы.
Через год в картотеке Мосфильма, куда, как и все начинающие актрисы Завьялова посылала свои фото, её снимки обнаружила ассистентка по актёрам фильма «Люди на мосту» (1959). Режиссёру картины Александру Зархи тоже понравилась юная актриса, поэтому пригласил Завьялову на роль сибирячки Лены — молодой женщины, способной на подвиг. Пронзительный эпизод, отражающий характер этого персонажа, когда та мечется на льдине, не задумываясь, рискуя жизнью, спасает людей.
Сергей Антонов, написавший сценарий к фильму «Люди на мосту», после первых отснятых материалов был покорён красотой актрисы, её талантливой игрой и пониманием роли главной героини. Эти съёмки стали первой успешной работой Александры Завьяловой в кино, после которой актриса начала получать предложения от знаменитых режиссёров.
После фильма «Люди на мосту» Завьялову сразу пригласили на главную роль в картину «Алешкина любовь» (1960). Партнёром по съёмкам стал Леонид Быков, а Александра сыграла задорную стрелочницу Зинку. Фильм имел оглушительный успех у зрителей.
В Брестский драматический театр Завьялова больше не вернулась, так как успешный взлёт в первых двух фильмах открыл для неё возможность построения большой карьеры в кино.
После выхода картины «Алешкина любовь» Завьялову пригласил к себе работать директор Малого театра Михаил Царёв. Александра уже сдала документы в отдел кадров, но неожиданно поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссёра Владимира Шределя сняться в фильме «Будни и праздники» (1961) о таёжных строителей по сценарию писателя Юлиана Семенова. Актриса приступила к съёмкам, поэтому от работы в Малом театре пришлось отказаться.
В 1964 г. режиссёр Резо Эсадзе снял картину «Фро» об индустриальной романтике во время первых советских пятилеток по рассказу Андрея Платонова. Александра Завьялова сыграла главную роль — девушку Ефросинью, ждущей мужа Фёдора (в исполнении Геннадия Юхтина), уехавшего по разнарядке на Дальний Восток. Девушка Фрося стала олицетворением советской романтической героини. На съёмках этого фильма между Александрой Завьяловой и Резо Эсадзе завязались отношения.
В 1969 г. режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков приступили к работе над многосерийной картиной «Тени исчезают в полдень». Они долго решали, кого взять на психологически трудную роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Макаровны). Рассматривались кандидатуры популярных советских актрис, но когда на пробы пришла Завьялова, то вопрос решился сам собой. Александра проживала в картине целую жизнь — от молоденькой избалованной отцом 17-летней девушки до старухи Пистимеи Макаровны.
На пробах к фильму «Тени исчезают в полдень» актриса показала сочетание противоположных черт характера, оправдала ожидания режиссёров и была утверждена без дальнейших испытаний.
В картине собран великолепный ансамбль актёров — Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Элеонора Шашкова, играющих судьбу нескольких поколений односельчан сибирского села Зелёный Дол — с момента прихода советской власти до 50-х годов. Для Завьяловой этот фильм, вышедший на экраны в 1972 г. стал самой успешной работой в кинематографе, но и последним в актёрской судьбе. В советское время артистка больше не снималась. Лишь в 1992 г. была задействована в небольшой роли в фильме «Белые одежды».
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
1956 | Разные судьбы | эпизод |
1959 | Люди на мосту | Лена |
1959 | Песня о Кольцове | Дуня |
1960 | Алёшкина любовь | Зинка |
1960 | Ждите писем | Римма |
1960 | Хлеб и розы | Любаша Тиунова |
1961 | Будни и праздники | Светлана |
1964 | Одиночество | Наташа |
1964 | Фро | Фро |
1965 | Клятва Гиппократа | Валентина Томилова |
1967 | Сергей Лазо | Ольга Грабенко |
1967 | Четыре страницы одной молодой жизни | Полина |
1969 | Встреча у старой мечети | Маша |
1969 | Чародейка | кума Настасья |
1970 | Любовь Петра Ивлева | Ольга |
1971 | Тени исчезают в полдень | Пистимея Макаровна Морозова (Серафима Аркадьевна Клычкова) |
1992 | Белые одежды | секретарша Раечка |
Звезда советского кино
На обложках журнала «Советский экран», Александра Завьялова появлялась очень часто. Её имя украшало не одну страницу знаменитого издания.
Выдающийся американский фотограф латвийского происхождения Philippe Halsman, решивший показать западным читателям знаменитостей СССР, опубликовал в 1961 г. на страницах журнала Life фотографию Александры Завьяловой — восходящей звезды советского кинематографа.
В 1963 г. Завьялову включили в состав делегации во время Московского международного кинофестиваля. После мероприятия Александру, единственную из советских актрис, пригласили на званый ужин в американское посольство.
А также ей доверили принять у себя дома итальянскую знаменитую актрису Джульетту Мазину.
Поэты посвящали Александре Завьяловой стихи, художники писали её портреты. Насколько бы ни был звёздным состав актёров фильма, взгляд зрителей своей колдовской красотой всегда приковывала только она одна — богиня киноэкрана.
Забвение
На пике своей карьеры, славы, в возрасте 35 лет, актриса внезапно исчезла с голубых экранов. Более 30 лет Александра Завьялова не получала ни одного предложения сниматься в кино. Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Как будто режиссёры позабыли об успешных ролях актрисы. Ярлык неблагонадёжности и зависть коллег вычеркнули Завьялову из профессии. Она ждала, но словно поступил какой-то негласный приказ «не снимать». Бывшие друзья и поклонники разом куда-то исчезли.
В этот период Александра родила сына, увидев спасение в материнстве. Но у неё не хватило здоровья и нервов пережить все удары судьбы — у актрисы началась послеродовая депрессия. Состояние усугублялось, нужна была помощь специалиста. Но показываться доктору она не стала.
Наконец бдительные соседи, заметив странное поведение актрисы, вызвали врачей из психиатрической лечебницы, испугавшись за жизнь ребёнка. Ведь Александра никого к сыну не подпускала, отказалась ставить прививки, бросала телефонную трубку, если звонили из детской поликлиники, не открывала дверь в дом пришедшей медсестре.
Завьялову увезли в лечебницу, а дочь Татьяна осталась одна с маленьким Петей. Но потом мальчика забрали в дом малютки. Это стало страшным ударом по психике актрисы, перечеркнуло её жизнь. Она не смогла выдержать навалившиеся испытания, а поздняя беременность сыграла роль спускового крючка.
Карьера Александры Завьяловой закончилась, когда врачи уговорили её написать заявление на получение инвалидности в связи с психическим расстройством, пообещав после этого, сразу отпустить из больницы. Актриса надеялась, что инвалидность скоро снимут, но на основании этой справки через год её уволили из студии киноактёра при Ленфильме, и совсем перестали снимать в кино. Завьялова тогда подписала не справку, а смертный приговор себе как актрисе.
В актёрской среде поползли слухи о сумасшествии Завьяловой. Это ещё больше усугубляло и без того её тяжёлое психологическое состояние. Многие годы она была практически никому не нужна. Начался трудный период забвения.
Без съёмок в кино Завьялова потеряла смысл существования. После рождения сына она изменилась. Поздняя беременность на фоне гормонального взрыва сыграла роковую роль в её судьбе.
Актрисе было очень трудно смириться с тем, что больше не снимается в кино. У неё начался поиск «врага», превратившийся в манию. Она искала, кто виноват во всём и ответит за то, что её лишили профессии. Завьялову убивала мысль, что кино для неё закрыто навсегда. Приступы, когда она начинала вести странно, случались все чаще. Но потом она смирилась, успокоилась. Всю себя стала отдавать воспитанию сына.
Личная жизнь
Учась в ЛГИТМиК, Александра Завьялова познакомилась с будущим мужем — художником Дмитрием Бучкиным. Его отец — Пётр Бучкин был выдающийся живописец, график, иллюстратор, педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а также ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, работы которого уже тогда выставлялись в Третьяковской галерее.
В студенческие годы романтических отношений у Александры с Дмитрием не было. Молодые люди просто жили в одной среде, иногда гуляли вместе, ходили на танцы. Как-то Дима пригласил Александру к себе домой, где жил с родителями. Его отец, увидев красивую девушку, предложил её нарисовать, и какое-то время Дмитрий возил по воскресеньям подругу позировать знаменитому художнику. В итоге получился красивый портрет молоденькой студентки Завьяловой. Но дальше этого отношения не заходили.
После окончания театрального института Завьялова уехала по распределению в Брест, и на какое-то время молодые люди потеряли друг друга из виду.
Через год Завьялова, после успешных работ в фильмах «Люди на мосту» и «Алешкина любовь», будучи уже известной актрисой, снова вернулась в Ленинград, и на Невском проспекте случайно встретила Дмитрия Бучкина. Молодые люди обрадовались друг другу, и через какое-то время начали встречаться.
Но родители Димы не одобряли выбор сына — профессия актрисы их настораживала. Несмотря на это, в 1963 г. молодые люди поженились, и в том же году у них родилась дочь Татьяна. Жить стали у родителей мужа.
Семья Бучкиных была патриархальной, где мать хозяйка, смотрящая за домом и единственным сыном. Ей невестка не нравилась — мало что красавица, так ещё и актриса. Но маму Дмитрия можно понять, ведь тогда Завьялова была на пике востребованности — часто уезжала, много работала, постоянно занята то на съёмках, то на концертах. А свекровь хотела для своего сына другую жену, такую, как сама — хозяйку, заботящуюся о быте. Поэтому ужиться в одной семье им было трудно.
Завьялова появлялась дома, чтобы отдохнуть, потом снова уезжала на съёмки. Свекровь видела, что сыну не подходит такая жена. Начались конфликты. Наконец Александра поставила мужу ультиматум: «Или переезжаем жить отдельно, или я ухожу». Но оставить свою мать Дмитрий Бучкин не смог. Как и Завьялова не могла бросить профессию, чтобы стать заботливой женой. Свекровь и невестка не смогли найти точек соприкосновения, что в итоге привело к разводу.
Отношения с Резо Эсадзе
На съёмках фильма «Фро» (1964) у Александры завязались романтические отношения с режиссёром Резо Эсадзе. Оба почувствовали симпатию. Закрутился служебный роман. Александра не стала скрывать связь с Резо, развелась с мужем и вместе с дочкой переехала к возлюбленному.
Но совместная жизнь не заладилась. Темпераментный грузин ревновал девушку и не разрешал работать с другими режиссёрами. Надежда, что будет снимать в своих картинах, не оправдалась. Эсадзе задействовал Александру всего в одном фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» (1967). Но это произошло уже после их расставания.
Резо Эсадзе в то время считался ведущим режиссёром Ленфильма. Разорвав отношения с Завьяловой всё бросил и уехал в Грузию. Коллеги винили в произошедшем Александру. Ленфильм устроил актрисе бойкот. Ситуацию спасло приглашение Завьяловой от Рижской киностудии сняться в фильме «Клятва Гиппократа» (1965). До начала периода забвения ещё оставалось несколько лет.
Отношения с Отелло Черезолли
В 1966 г. Завьялова познакомилась с американским бизнесменом Отелло Черезолли в самолёте, летящем в Одессу, куда актриса направлялась на гастроли. Их места оказались рядом. Во время полёта Александру укачало, а Отелло наливал боржоми и всячески помогал девушке.
В гостинице они неожиданно снова встретились. Начали встречаться, закрутился курортный роман. Высокий, красивый мужчина, бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, поставлявшей пшеницу в Одесский порт, Отелло Черезолли был старше Александры вдвое. Но это не мешало им полюбить друг друга.
Начались яркие романтические отношения. Актриса была даже готова выйти замуж, но роман продлился всего две недели.
Однажды утром американского бизнесмена задержали сотрудники КГБ. Оказалось, что за влюблёнными следили, фотографировали, велась постоянная прослушка. Они происходили из двух разных политических систем, поэтому пришлось расстаться. Отелло в течение суток выслали из страны, а на Завьялову повесили ярлык политически неблагонадёжной.
За связь с иностранцем актриса претерпела большие испытания. Перед Александрой закрылись все двери. Нервы не выдержали, и она впала в глубочайшую депрессию. Спасло тогда Завьялову предложение сниматься в фильме «Тени исчезают в полдень». В нём актриса не играла, а жила, вложив в героиню картины всю личную нерастраченную любовь, обиды, страхи, блистательно сыграв лучшую за свою кинокарьеру роль.
Дочь Татьяна
Дочь Александры Завьяловой и Дмитрия Бучкина Татьяна родилась в 1963 г. В раннем детстве, когда родители ещё не разошлись, они все вместе жили в семье отца. Мама много работала и часто уезжала, поэтому за девочкой смотрела бабушка.
Родители развелись, когда Тане было 2,5 года. Она с мамой переехала на другую квартиру, а папа остался жить со своими родителями.
Завьялова вызвала из Титовки маму, чтобы та помогала растить дочь. А на лето бабушка с Таней отправлялись на отдых в деревню к тёте Клаве — сестре Александры Завьяловой. Дети Клавдии — Оля и Тоня, очень радовались, когда к ним приезжала двоюродная сестра Таня.
Дмитрий Бучкин активно участвовал в делах дочери. Родители Татьяны хоть и расстались, но всю жизнь остались друзьями. Кроме того, в детстве она часто гостила у обеих своих бабушек. Поэтому Таня росла, не чувствуя себя обделённой вниманием семьи. Они дружно жили с мамой, когда та возвращалась из своих поездок домой, а в остальное время девочку окружали заботой близкие родственники. При этом Таня восхищалась своей мамой — неземной красавицей, известной актрисой, которая появлялась, как облачко, а потом снова исчезала.
Мама следила за духовным развитием дочери — привозила из поездок много книг, учила с ней стихи. Хотела, чтобы Таня стала художником.
«Не забывай, что твои дедушка и папа — художники. И у тебя есть талант!» — говорила Александра Завьялова дочери.
Не хотела, чтобы Таня становилась актрисой, считая, что это зависимая профессия, а художник свободен.
Повзрослев, Татьяна Бучкина стала художником-дизайнером. Подарила матери замечательных красивых внуков — Дмитрия и Дашу.
Сын Пётр
Когда Александру Завьялову перестали приглашать сниматься, время для неё будто остановилось. Полное забвение вылилось в глубокую депрессию. И тогда, в 40 лет, она родила сына Петю.
В тот тяжёлый период Александра поехала отдохнуть к себе на родину в Тамбовскую область. Там познакомилась с молодым красавцем, приехавшим навестить своих родственников. Это не было романом, а скорее мимолётным увлечением. Но от такой связи родился сын, которого назвали Петром. Больше этого мужчину актриса не встречала.
Женщина не смогла найти другое призвание, и увидела спасение в материнстве. Она решила оставить ребёнка и растить его сама. Ей казалось это очень правильным поступком.
«Танечка, хочешь, чтобы у тебя был братик»? — спросила Александра у дочери.
Девочка очень обрадовалась такому известию. Сына назвали Петей в честь знаменитого Таниного дедушки − отца Дмитрия Бучкина. Потом Танин папа усыновил ребёнка, дав ему свою фамилию. Сестра с удовольствием помогала в детстве нянчить брата.
Александра души не чаяла в сыне, идеализировала. В подростковом возрасте вокруг Пети сформировалась плохая компания, мальчик начал выпивать. Но мать словно этого не замечала, твердила «Петенька, Петенька». Наконец Татьяна, видя зависимость брата и понимая, что с этим надо что-то делать, пришла в военкомат, попросив забрать его в армию.
Пётр отслужил в железнодорожных войсках. Вернувшись, стал работать поваром. Сестра устроила его в киношколу учиться на звукорежиссёра. Но учёбу Петя бросил. Работал поваром, став настоящим профессионалом. Но часто срывался, начиная пить, поэтому долго не задерживался на одном месте работы, так как его выгоняли за прогулы.
Пётр очень любил свою маму, заботился о ней. Когда познакомился с девушкой, то привёл её в квартиру к матери. Молодая жена пыталась его спасти, заставляла работать, но тяга к друзьям и выпиванию оказалась сильнее. В конце концов, жена ушла от него, забрав сына Никиту, а Пётр остался жить с мамой. Ухаживал за ней многие годы, готовил, вёл всё домашнее хозяйство.
Сестра несколько раз определяла Петю в клинику для лечения алкоголизма, но этого хватало максимум на полгода. Сын Петра — Никита, мало общался со своим отцом и знаменитой бабушкой.
Последние годы
Без кино жизнь Александры Завьяловой потеряла смысл. А после рождения второго ребёнка она совсем изменилась. Стала всю себя посвящать сыну, живя воспоминаниями. Любила Петю. Считала, что у дочери Тани всё в порядке — муж, дети, работа, а Петя болен. К сыну у неё была какая-то безусловная любовь. Уже будучи взрослым, Пётр оставался для матери ребёнком — любимым, беспомощным, несчастным.
Александра Завьялова отказывалась от участия в телепередачах, старалась не показывать себя людям, хотела, чтобы её запомнили молодой, ослепительной красавицей. Лишь в 1992 г. снялась в небольшой роли в фильме «Белые одежды».
В последний год жизни Александры Завьяловой её сын сильно изменился. Водка сделала своё дело — Пётр допился до белой горячки.
Трагедия случилась за день до восьмидесятилетия актрисы. В ночь с 3 на 4 февраля 2016 г. в Санкт-Петербурге на Гаврской улице в своей квартире убита Александра Завьялова. Причиной смерти послужило ножевое ранение. В состоянии алкогольного опьянения её сорокалетний сын Пётр, на почве внезапно возникшей ссоры зарезал свою мать. Ночью он позвонил сестре и признался в совершённом злодеянии.
Похоронена Александра Завьялова на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге возле часовни Ксении Блаженной. На прощании присутствовали только близкие — дочь не афишировала похороны, избегая повышенного внимания прессы. Петра приговорили к 8 годам колонии строго режима.
Секрет Александры Завьяловой в абсолютной естественности — и в жизни, и на экране. Актриса обладала внутренней органикой, которую редко встретишь. Это дар божий, которому не научишься ни в одном институте. Зелёные глаза актрисы светились каким-то особенным светом, прожигающим до мурашек. Она была царицей киноэкранов. Но в расцвете карьеры, её вдруг перестали снимать. Просто родилась не в то время, хотя была создана для кино. Судьба Александры Завьяловой сложилась трагически, но, как актриса, она навсегда останется яркой звездой в истории советского кинематографа.