Имя при рождении: Виктор Константинович Чекмарёв |
Дата рождения: 30 января 1911 г. |
Место рождения: г. Астрахань |
Профессия: советский актёр театра и кино. |
Дата смерти: 22 августа 1987 г. |
Виктор Константинович Чекмарёв внёс огромный вклад в советский кинематограф. Снялся в фильмах, которые стали шедеврами. Актёр принял участие в 74 проектах. Он выкладывался на каждом спектакле, ответственно относился к исполнению любой роли в кино. В 1951 г. «За большие достижения в области советского искусства» В. К. Чекмарёву присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
Детство и юность
Виктор Чекмарёв родился 30 января 1911 г. в Астрахани. Его отец был служащим, а мама вела домашнее хозяйство. У Виктора было две сестры — Рая и Маша. Родители организовывали им детские праздники, утренники, для которых сами шили костюмы, разрисовывали декорации, заучивали тексты выступлений — всё это вносило в души детей радость, вопреки обстановке надвигавшейся войны 1914 г.
Виктор Чекмарёв прекрасно помнил своё раннее детство, школу и всех добрых людей, оказавших на него влияние. В то время у него появилась любовь к искусству, как оказалось, на всю жизнь. Юношей Виктор посещал школьный драмкружок, и к 16 годам уже успел сыграть Чацкого и Фамусова.
В 1929 г. окончил школу, поступил в Махачкалинский Землеустроительный мелиоративно-лесотехнический техникум. После возвращения в Астрахань до 1933 г. работал по специальности, а также играл в махачкалинском Театре рабочей молодёжи. Виктор Чекмарёв не оканчивал театральных училищ и студий, но спектакли с его участием всегда были яркими и достоверными, потому что актёр проживал судьбу каждого своего персонажа.
Театральная деятельность
Артист хотел развивать свой талант, поэтому в 1933 г. уехал покорять столицу.
Виктор был принят в труппу Театра Красной Пресни, переименованного позже в Реалистический. Чекмарёв проработал там с 1934 по 1937 г.
Спектакли, в которых играл актёр в этом театре:
- «Мать»;
- «Железный поток»;
- «Аристократы»;
- «Своя семья»;
- «Не было ни гроша да вдруг алтын»;
- «Похождения бравого солдата Швейка».
С 1937 по 1939 г. Виктор Чекмарёв служил в Московском Камеральном театре. Играл в спектаклях:
- «Дума о Британке»;
- «Мечта»; «Алькасар»;
- «Сильнее смерти».
В 1939−1940 гг. Виктор Чекмарёв стал актёром Пермского Молотовского драматического театра и сыграл роли в постановках:
- «Любовь Яровая»;
- «Чужой ребёнок»;
- «Разлом»;
- «Повесть о женщине».
С 1940 г. Виктор Чекмарёв работал в передвижном театре «Дорпрофсож» профсоюза Амурской железной дороги и был в то время известным в городе актёром. Оказался он на Дальнем Востоке по приглашению художественного руководителя и главного режиссёра Николая Ивановича Уралова. Виктор Чекмарёв переиграл в этом театре массу разноплановых персонажей.
Передвижной театр «Дорпрофсож» часто находился на гастролях. Во время войны актёры объездили города от Иркутска до Владивостока и давали спектакли там, где были площадки для выступлений. Чаще всего это были железнодорожные клубы, учреждения культуры, дома офицеров, а летом открытые площадки в парках.
С 1953 г. Виктор Чекмарёв служил в Свердловском театре драмы. Его ролями на сцене были:
- «Сильные духом»;
- «Золотопромышленники»;
- «На бойком месте»;
- «Мария Тюдор».
С 1954 г. Чекмарёв работал в Пермском драматическом театре и играл спектакли:
- «В сиреневом саду»;
- «Порт-Артур»;
- «Много шума из ничего».
За 28 лет работы в различных театрах страны В. К. Чекмарёвым было сыграно более ста пятидесяти персонажей. В дальнейшем он посвятил свою жизнь кинематографу.
Роли в кино
В 1955 г. яркий, запоминающийся актёр был приглашён в студию «Ленфильм», где Иосиф Хейфиц режиссёр криминальной картины «Дело Румянцева», утверждает Чекмарёва на роль рецидивиста Шмыгло.
Виктор Чекмарёв сыграл Ивана Тимофеевича Засыпкина в драме «Во власти золота» — экранизации рассказов Д. Н. Мамина-Сибиряка «Золотопромышленник», «Дикое счастье» и «Золотуха».
Участвовал в картинах:
- «Добровольцы»;
- «В твоих руках жизнь»;
- «Наш корреспондент»;
- «Новеллы Красного дома»;
- «Суд».
Расширению его экранного амплуа способствовала отрицательная роль Якова Лукича Островного по роману «Поднятая целина». Шолохов, посмотрев картину, был восхищен игрой Чекмарёва.
Среди заметных работ — «Понедельник — день тяжёлый», в фильме он сыграл Якова Михайлович Каблукова, также Четырёхпалого в картине «Гиперболоид инженера Гарина», Бугасова в «Белый флюгер».
Роль Петра Громова — персонажа советского фильма «Угрюм — река», до сих пор трогает сердца зрителей ярким типажом. Виктор Чекмарёв колоритен, ярок, фактурно подходит для роли — настоящий купец, властный самодур, не лишённый при этом глубоких чувств.
Ещё одной заметной ролью стал персонаж Ерофеева-кулака, который охотится за кладом в картине «Бронзовая птица». Среди последних ролей Виктора Чекмарёва в кино — подпольный артельщик Семёнов в детективе «Выстрел в спину», ротмистр Ларион Николаевич в историческом фильме «Ждите Джона Графтона», Митрофан Данилович Назаров в драме «Тайное голосование».
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1955 | Дело Румянцева | Шмыгло |
1956 | Искатели | Долгин |
1957 | Во власти золота | Засыпкин |
1957 | Степан Кольчугин | Андрей Андреич |
1958 | Андрейка | доктор |
1958 | Наш корреспондент | Никитин |
1958 | Поднятая целина | Яков Островнов |
1958 | Добровольцы | Оглотков |
1958 | Коловращение жизни | судья |
1959 | В твоих руках жизнь | полковник |
1959 | Не имей 100 рублей | архивариус |
1960 | Человек не сдаётся | немецкий майор, диверсант, полковник Орехов |
1960 | Пойманный монах | Жюрден |
1961 | Артист из Кохановки | Пивохлеб |
1961 | Две жизни | комендант Таврического дворца |
1961 | Двенадцать спутников | Барберян |
1962 | Грешница | брат Василий |
1962 | Суд | бухгалтер |
1963 | Новеллы Красного дома | Стоколос |
1963 | Пока жив человек | Иван Данилович |
1963 | Понедельник | Каблуков |
1963 | Утренние поезда | отец Андрей |
1964 | Негасимое пламя | Придорогин |
1964 | Поезд милосердия | Кравцов |
1964 | Товарищ Арсений | исправник Лавров |
1965 | Гиперболоид инженера Гарина | Четырёхпалый |
1965 | Рабочий посёлок | Мошкин |
1965 | Хочу верить | заведующий архивом |
1966 | Два года над пропастью | Тарас |
1966 | Маленький беглец | командированный |
1967 | Война под крышами | Пуговицын |
1968 | Поиск | Игорь Михайлович |
1968 | Угрюм-река | Пётр Громов |
1969 | Белый флюгер | Бугасов |
1969 | Жди меня, Анна | администратор лилипутов |
1969 | Преступление и наказание | мещанин, помощник Порфирия Петровича |
1969 | Тройная проверка | Штиллер |
1970 | Хлеб и соль | приказчик Стадницкого |
1971 | Крутизна | Мош Тома |
1971 | Найди меня, Лёня! | Гордей |
1971 | Ночь перед рассветом | судья |
1971 | Сердце Бонивура | Чувалков |
1971 | Человек в проходном дворе | Буш |
1972 | Длинная дорога в короткий день | бухгалтер |
1972 | Приваловские миллионы | Аника Панкратыч Лепёшкин |
1973 | Бронзовая птица | кулак Ерофеев |
1974 | Сержант милиции | Петухов |
1976 | Дни Турбиных | Лисович |
1977 | Искупление чужих грехов | отец Юлий |
1977 | Степанова памятка | Турчанинов |
1978 | Дом строится | Консультант |
1979 | Инженер Графтио | Захарьин |
1979 | Выстрел в спину | Семён Семёнович Семёнов, подпольный артельщик |
1979 | Ждите «Джона Графтона» | Илларион Николаевич, ротмистр охранного отделения |
1980 | День на размышление | День на размышление |
1980 | Тайное голосование | Назаров |
Личная жизнь
Молодой артист познакомился с Ниной Феликсовной в 1941 г., когда работал в передвижном театре профсоюза железнодорожников Амурской железной дороги «Дорпрофсож». Нина была известной на Дальнем Востоке спортсменкой и чемпионкой. Ещё в школе начала заниматься лёгкой атлетикой, а зимой лыжами и коньками.
Во время тренировок и игр, Виктор Чекмарёв стал чаще приходить на стадион, издалека наблюдая за Ниной. Наконец он решился, подошёл, представился. Так они познакомились.
Виктор Чекмарёв оказался интересным рассказчиком и собеседником. Благодаря содействию актёра, Нина многое узнала об искусстве и стала иногда посещать спектакли. Незаметно для себя девушка попала под обаяние Виктора и влюбилась.
Они поженились в 1942 г. В браке появился сын Константин. Нина была одарённой девушкой — читала стихи, участвовала в школьной самодеятельности. Режиссёр Уралов, заметив её творческие способности, провёл с Ниной экзамен и предложил стать актрисой у него в театре.
Молодожёнам было выделено купе в жилом вагоне, которое надолго стало семейным домом на колёсах. Купе, в котором они жили — это фанерные стенки, две полки, «общие удобства» в конце коридора. Летом жара и духота, зимой холод такой, что стены покрывались инеем, в оконные щели надувало небольшие сугробы. В зимний период жилые вагоны отапливались углем, который приходилось экономить, на всём был налёт гари и постоянно присутствовал характерный запах.
Во процессе движения поезда давали электричество, в остальное время — свечка на столе и фонарь в коридоре. За окном — мелькающая дорога, маневровые пути, забитые вагонами. В любое время толчки, рывки, стук колёс, всё качается, а за стенками гудки и грохот проносящихся составов. Пищу готовили в вагоне-столовой, там была огромная плита, топящаяся углем.
Репетиции проводили в столовой, отодвигая на время мебель. Все актёры театра, кроме своих основных занятий по должности, старались выполнять и другие работы, необходимые для выступлений. Нина шила сценическую одежду для постановок, а Виктор мог выполнять множество разных полезных дел, требовавших смекалки и умения работать руками. Он рисовал эскизы костюмов и декораций, изготавливал реквизит, мог установить свет, отремонтировать электроприбор.
У Виктора Чекмарёва всегда было много друзей и поклонников, т. к. он обладал удивительной способностью быстро располагать к себе людей.
Актёр скончался в Ленинграде 22 августа 1987 г. Похоронен на питерском Большеохтинском кладбище.
Виктор Чекмарёв остался в памяти людей, как человек, любивший труд, людей и свою Родину.
Амплуа актёра
Виктор Чекмарёв мог блистательно и тонко сыграть любую роль, а показать подлеца нужен талант перевоплощения каким и обладал актёр. Но если по сценарию требовалось, то Виктор Константинович с лёгкостью преображался в форменного аристократа или умного интеллектуала, например, в роли полковника — коменданта Таврического дворца в фильме «Две жизни» или помещика Ермолова в картине «Василий Докучаев». Чекмарёв практически играл только отрицательных персонажей, но заслужил народную любовь.