Имя при рождении: Павел Петрович Кадочников |
Дата рождения: 29 июля 1915 г. |
Место рождения: г. Петроград |
Дата смерти: 2 мая 1988 г. |
Профессия: советский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог |
Павел Петрович Кадочников — актёр с потрясающей судьбой и творческим багажом, мог сыграть любого персонажа. Его пробы на роль лётчика Маресьева в фильме «Повесть о настоящем человеке» утвердил лично Иосиф Сталин, а после выхода этой картины на экраны Кадочников проснулся знаменитым. В творческой биографии актёра больше 70 киноролей. В 1979 г. получил звание Народный артист СССР.
Детство и юность
Родился Павел Кадочников в Петрограде 29 июля 1915 г. в семье рабочих. Когда началась Гражданская война в 1917 г. уехал со своей семьёй на Урал в село Бикбарда Пермской Губернии, где прошло детство будущего актёра.
Павел окончил школу крестьянской молодёжи. Увлекался живописью, хотел стать профессиональным художником.
Когда в 1927 г. семья вернулась в Ленинград, Павел поступил на изобразительное отделение Детской художественной студии. Но из-за серьёзной болезни отца вынужден был оставить учёбу, чтобы пойти работать учеником слесаря на завод «Красный Путиловец».
Учёба
Работая на заводе, Павел в свободное время посещал студию рисования, где его артистические способности заметил руководитель театрального кружка режиссёр А. Авдеев, которому для одной из постановок потребовался исполнитель частушек. Павел на пробах выступил так артистично, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.
Юноше было 15 лет, когда он узнал, что режиссёр Борис Зон набирает курс в театральный техникум. Прослушивание прошло успешно и Кадочников был принят на учёбу. Но через полгода техникум расформировали, а обучающихся перевели в институт сценических искусств. Так в 16 лет Павел стал студентом театрального вуза, и в 1935 г. успешно его окончил.
Творческая деятельность
Природа щедро наградила артиста прекрасным голосом, актёрским талантом, работоспособностью. Первые годы своей карьеры Кадочников работал в театре, но в 1944 г. принял решение, что кино ему ближе, став актёром «Ленфильма». Позже также работал как сценарист, кинорежиссёр.
Театр
В 1937 г. Кадочников играл Леля в спектакле «Снегурочка» по пьесе Николая Островского, на сцене Ленинградского Нового ТЮЗа, где его увидел режиссёр Сергей Юткевич.
Игра молодого артиста так понравилась Юткевичу, что он предложил Павлу роль в фильме «Человек с ружьём». Так началась киноактёрская карьера Кадочникова.
Год | Название спектакля | Роль |
---|---|---|
1935 | «Снегурочка» А. Н. Островского | Лель |
1935 | «Музыкантская команда» Д. Дэля | Куракин |
1936 | «Продолжение следует» А. Я. Бруштейн | Лауэр |
1936 | «Брат и сестра» Е. Л. Шварца | дед Тарас |
1937 | «Сказки Пушкина»: Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях | Богатырь |
1937 | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» | Коршун |
1938 | «Красная Шапочка» Е. Л. Шварца | Уж |
1939 | «Борис Годунов» А. С. Пушкина | летописец Пимен |
1941 | «Снежная королева» Е. Л. Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена | Сказочник |
1943 | «День живых» А. Я. Бруштейн | Портной |
«Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова | Иванцов |
Роли в кино
Дебют молодого артиста в кино состоялся в фильме «Несовершеннолетние» в 1935 г., где Кадочников сыграл небольшую роль Михася.
Одной из самых заметных работ была в фильме «Яков Свердлов», снятом в 1940 г. режиссёром Сергеем Юткевичем, где Павел сыграл две роли — Лёньку Сухова в молодости и писателя Максима Горького.
В годы войны Кадочников принял участие в исторической драме «Иван Грозный» режиссёра Сергея Эйзенштейна, где сыграл полоумного князя Владимира Старицкого. В этой ленте актёр смог искусно изобразить смешного, нелепого дурачка.
Фильм снимался в сложное военное время, но на экраны вышла масштабная историческая кинолента с натуральными съёмками, гениальными актёрами, декорациями и костюмами эпохи Ивана Грозного.
Мастерство Кадочникова так впечатлило Сергея Эйзенштейна, что тот решил снять его ещё в двух ролях — польского короля Сигизмунда и царского духовника Евстафия в третьей серии фильма «Иван Грозный». Но этому не суждено было свершиться, так как съёмки пришлось остановить в связи со смертью гениального режиссёра.
Работа в кино с великим Сергеем Эйзенштейном круто изменила творческую судьбу Кадочникова, он принял решение окончательно уйти из театра, став актёром «Ленфильма».
После войны в 1947 г. выходит на экраны фильм «Подвиг разведчика», в котором Павел Кадочников играет двойную роль — майора Алексея Федотова и немца Генриха Эккерта.
Картина принесла артисту всенародную славу, на годы определив ему образ положительного героя.
После роли Алексея Маресьева в фильме режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» по роману Бориса Полевого, актёр стал знаменитым. На роль лётчика пробовались разные артисты, в том числе Сергей Бондарчук, но Сталин утвердил Кадочникова.
Фильм наполнен патриотизмом, Павел играл настоящего героя лётчика-истребителя. Актёр отказался от дублёров и хотел, чтобы всё было так, как происходило в настоящей жизни Алексея Маресьева, сбитого в бою немецкими самолётами, а затем упавшего в заснеженных лесах. За работу в этом фильме Кадочников получил Сталинскую премию.
В 1954 г. актёр снялся в комедии «Укротительница тигров», режиссёров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского.
Исполнителям главных ролей Павлу Кадочникову и Людмиле Касаткиной необходимо было проделывать цирковые трюки, а также заходить в клетку со львами. Они отлично справились с этой ролью. Актёрское мастерство и спортивная подготовка помогли актёру сделать персонаж мотогонщика Фёдора Ермолаева ярким и убедительным.
В 1956 г. Кадочников снова работал с Людмилой Касаткиной, играя влюблённую пару в фильме «Медовый месяц». Позже он с теплотой вспоминал эту актрису.
С 1956 по 1958 г. Павел Кадочников был художественным руководителем студии киноактёра при «Ленфильме».
Фильмография
Год | Название фильма | Роль |
---|---|---|
1935 | Несовершеннолетние | Михась |
1935 | Совершеннолетие | Михась |
1938 | Человек с ружьём | cолдат с семечками на «братании» с немцами (нет в титрах) |
1940 | Яков Свердлов | Лёнька Сухов, Максим Горький |
1940 | Осень | Пианист |
1940 | Разгром Юденича | Сенюшкин |
1941 | Антон Иванович сердится | композитор Алексей Петрович Мухин |
1941 | Киноконцерт 1941 года | моряк в номере Максима Михайлова (нет в титрах) |
1942 | Оборона Царицына | Руднев |
1945 | Иван Грозный | Владимир Андреевич Старицкий |
1945 | Здравствуй, Москва! | Константин Николаевич Златогоров, ремонтный слесарь паровозного депо (нет в титрах) |
1946 | Робинзон Крузо | Робинзон Крузо |
1946 | Голубые дороги | Сергей Андреевич Ратанов, капитан 3-го ранга |
1947 | Подвиг разведчика | майор Алексей Федотов, он же Генрих Эккерт |
1948 | Драгоценные зёрна | агроном Иван Гаврилович Архипов |
1948 | Повесть о настоящем человеке | Алексей Мересьев |
1949 | У них есть Родина | подполковник Алексей Петрович Добрынин |
1950 | Далеко от Москвы | Алексей Николаевич Ковшов |
1950 | Заговор обречённых | Макс Вента |
1951 | Пржевальский | член географического общества (нет в титрах) |
1954 | Большая семья | инженер Евсей Константинович Скобелев |
1954 | Запасной игрок | Иван Иванович Светланов / Дедушкин) |
1954 | Укротительница тигров | Фёдор Николаевич Ермолаев, мотогонщик |
1955 | Педагогическая поэма | Максим Горький |
1955 | Таланты и поклонники | Пётр Егорович Мелузов, жених Негиной |
1956 | Медовый месяц | Алексей Николаевич Рыбальченко |
1956 | Пролог | Максим Горький |
1957 | Балтийская слава | Александр Борисович Ордынцев, командир эсминца «Гром» |
1957 | Под золотым орлом | Андрей Макаров |
1959 | Сын Иристона | поручик Джамбул Дзахсоров |
1960 | Хлеб и розы | Гавриил Ивушкин |
1960 | Русский сувенир | Гомер Джонс, секретарь мистера Скотта, американский писатель канадского происхождения |
1963 | Самый медленный поезд | Сергеев Сергей Иванович |
1964 | Государственный преступник | Алексей Михайлович Басов, начальник отдела госбезопасности |
1965 | Музыканты одного полка | Игорь Чулковский |
1967 | Продавец воздуха | профессор Энгельбрект |
1968 | Снегурочка | царь Берендей |
1971 | Прощание с Петербургом | скрипач Павел Максимов |
1972 | Возвращение скрипки | Маковский, профессор, скрипач, учитель музыки |
1974 | В Баку дуют ветры | Василий Васильевич Цигель-Каштанов (озвучил О.Голубицкий) |
1975 | Одиннадцать надежд | зритель на корриде, (нет в титрах) |
1977 | Неоконченная пьеса для механического пианино | Иван Иванович Трилецкий |
1978 | Сюда не залетали чайки | дядя Роман |
1978 | Сибириада | Вечный Дед |
1978 | Территория | Васильчиков Константин Сергеевич, тракторист (нет в титрах) |
1978 | Жизнь Бетховена | Ромен Роллан |
1979 | Ищи ветра | Сергей Сергеевич Уваров |
1979 | Несколько дней из жизни И. И. Обломова | Его Превосходительство Павел Петрович |
1979 | Ты только не плачь | Борис Платонович |
1979 | Я хочу петь | Липати |
1980 | Санта Эсперанса | дон Лоренсо |
1980 | Рассказ неизвестного человека | граф Орлов |
1980 | Благочестивая Марта | капитан Урбина |
1980 | Идеальный муж | лорд Кавершем |
1980 | Сицилианская защита | Андриан Константинович |
1981 | Бешеные деньги | Григорий Борисович Кучумов |
1981 | Сильва | Фердинанд фон Фельзе (Ферри), импресарио Сильвы |
1981 | Проданный смех | барон Треч |
1981 | Пропавшие среди живых | Фёдор Борисович Кашлев, «Нырок» |
1981 | Наше призвание | Николай Иванович Гудков, заслуженный учитель |
1981 | Ленин в Париже | Поль Лафарг |
1981 | Ночь на четвёртом круге | Гудзь |
1981 | Две строчки мелким шрифтом | Всеволод Семёнович Бартеньев, руководитель Голубкова |
1983 | Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры | майор Джон Шолто |
1983 | Я тебя никогда не забуду | автор фильма |
1983 | Карантин | академик Силантьев, прадедушка Маши |
1984 | Блистающий мир | Садди и Чаппи Дауговет |
1984 | Блондинка за углом | профессор Огурцов |
1984 | Последний визит | Джерри Чивер |
1985 | Три процента риска | Вениамин Владимирович Хлебников, генеральный конструктор КБ |
1985 | Картина | Юрий Емельянович Поливанов |
1986 | Я — вожатый форпоста | Николай Иванович Гудков, заслуженный учитель |
1986 | Очи чёрные | Петербургский чиновник |
1987 | Поражение | Аркадий Борисович Голицын, учёный (озвучил Игорь Ефимов) |
1987 | Серебряные струны | Антип Савельич |
2000 | Воспоминания о Шерлоке Холмсе | майор Джон Шолто |
Сценарист и режиссёр
В середине 60-х годов Кадочников пробует себя как режиссёр и сценарист.
Год | Название фильма |
---|---|
1964 | Победительный марш |
1965 | Музыканты одного полка (совместно с Г. С. Казанским) |
1968 | Снегурочка |
1983 | Я тебя никогда не забуду |
1987 | Серебряные струны (совм. с О. И. Дашкевичем) |
В фильме «Музыканты одного полка» актёр играл вместе со своим старшим сыном Константином, а также являлся режиссёром и сценаристом фильма.
В 1983 г. в картине «Я тебя никогда не забуду», автором которой стал Павел Кадочником, снова снимается его сын Константин, а также внучки Юлия и Наталья.
Озвучивание
Год | Дублирование фильма |
---|---|
1972 | Когда умирают легенды |
1972 | Леди Каролина Лэм |
1975 | Мой друг — человек несерьёзный — Эдгар Циекурс (роль А. А. Михайлова) |
1978 | Вожди Атлантиды |
1980 | Асфальт |
Период забвения
После нахождения на вершине славы, съёмок у лучших режиссёров, в жизни Кадочникова наступил момент забвения. В середине 1960-х он впадает в немилость у советского кинематографического руководства, актёра практически перестают снимать.
Скатиться в пропасть помешали любимая жена и занятия спортом. По утрам он делал зарядку, был заядлым рыбаком и охотником, увлекался подводным плаваньем.
Новый виток популярности принесла артисту в 1977 г. роль в картине молодого режиссёра Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам пьесы Антона Чехова.
В дальнейшем их совместное творчество продолжится в картине «Несколько дней из жизни Обломова».
Личная жизнь
Актёрский талант, прекрасный голос, яркая внешность — красавец Павел Кадочников притягивал девушек. На пике славы, в пятидесятые и шестидесятые годы XX века получал мешки любовных писем от поклонниц. Но несмотря на это, более 50 лет прожил в счастливом браке с женой Розалией Котович-Кадочниковой.
У актёра также была большая трагедия — два его сына погибли ещё при жизни отца.
Отношения с Татьяной Никитиной
Первый роман у Павла случился ещё в студенческие годы с Татьяной Никитиной, с которой он учился в театральном техникуме. В 1932 г., когда Кадочникову самому было всего 17 лет, у них родился сын Константин. Татьяна к тому времени уже окончила режиссёрское отделение театрального техникума, а Павел всё ещё был студентом. Но союз не просуществовал долго — молодые люди расстались.
Татьяна Никитина работала режиссёром в театральных коллективах ЛИИЖТа, клуба завода Кулакова и др.
Сын Константин
Павел долго не общался со своим первым сыном. Впервые они встретились только через 14 лет после расставания. Мальчик сам захотел навестить отца. И Константина в семье Кадочникова как-то сразу приняли и полюбили. Он стал частым гостем.
Юноша пошёл по стопам родителей, поступив в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.
Константин снялся в нескольких фильмах. Был одним из ведущих актёров театра имени Комиссаржевской, работая там до последнего дня жизни.
В 1984 г. во время гастролей в Одессе скоропостижно скончался от второго инфаркта.
Жена Розалия Котович
После окончания учёбы в 1935 г. и поступления на службу в Ленинградский ТЮЗ первой работой на сцене для Павла Кадочникова стал Лель в «Снегурочке» А. Н. Островского. Роль Купавы играла актриса Розалия Котович.
Работа в спектакле и совместные выступления сблизили молодых людей. У них начался роман, который закончился свадьбой.
В 1944 г. в семье родился сын Пётр.
Супруги прожили вместе более 50 лет.
Сын Пётр
Сначала Пётр не хотел следовать примеру своих родителей, поэтому сначала поступил в Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина, получив диплом инженера-физика.
Но, выросший в актёрской среде молодой человек, всё же решил подать документы в театральный вуз, поступив в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Кадочников младший снимался в фильмах, вёл популярную передачу «Для тех, кто любит кино», занимался дубляжем.
Дебют в кино случился в 1977 г. Пётр успешно прошёл пробы в картину «Сюда не залетали чайки» Булата Мансурова, получив роль чудаковатого и набожного молодого человека. Павел Кадочников тоже снимался в этом фильме, играя мудрого старика.
После выхода картины на экраны кинокарьера Петра пошла в гору — снялся в фильмах «Благочестивая Марта», «Ночь на четвёртом круге», «Я хочу петь». Затем отец и сын Кадочниковы вместе работали в комедии «Сильва».
В 1981 году, произошёл нелепый несчастный случай, оборвавший жизнь Петра Кадочникова всего в 36 лет.
Актёр вместе с семьёй отправился в Игналину — небольшой курортный город в Литве. С детства он любил залезть на гибкую берёзу и раскачиваться на ветке. То же самое хотел сделать в Игналине. Но так как берёзы там не росли, то залез на сосну, не учтя, что это дерево негибкое. Ветка не выдержала веса, сломалась, Пётр упал, получив тяжёлую черепно-мозговую травму. Через три дня, не приходя в сознание, умер.
Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Отношения с Маргаритой Шумской-Буниной
На съёмочной площадке Павел Кадочников познакомился с актрисой цыганского происхождения Маргаритой Шумской-Буниной, с которой у него случился роман.
Позже они сыграли в фильме «Прощание с Петербургом» в 1971 г.
От этих отношений в 1951 г. родился внебрачный сын, которого Маргарита назвала тоже Павлом в честь его отца, но фамилию оставила свою.
Мать с сыном эмигрировали в Данию, где Павел получил образование. Здесь и сейчас живёт с детьми и внуками.
Последние годы жизни
Потеряв одного за другим любимых сыновей, Кадочников, чтобы хоть на время забыть о горе, с головой ушёл в работу, снявшись в этот тяжёлый период в восьми картинах.
Следующим ударом стало для Кадочникова предательство помощника. Актёр уже плохо видел из-за глаукомы, поэтому ему помогал рабочий со съёмочной группы Георгий Смирнов, в котором Кадочников увидел талантливого сценариста. Помощник писал под диктовку сюжет к фильму «Серебряные струны». Смирнов отдал рукописный вариант машинистке, Кадочникову потом вернул напечатанный текст, а оригинал сценария оставил себе.
В 1987 г. на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны» о Василии Андрееве — виртуозном русском балалаечнике. И вдруг пришла повестка в суд, где Георгий Смирнов заявил, что является единственным автором. В качестве доказательства, предоставив судьям оригинал сценария.
Суд шёл три года. У Павла Кадочникова была сердечная недостаточность, поэтому нервничать было противопоказано. После судебных разбирательств у актёра заболело сердце. Его положили в Военно-медицинскую академию. Поклонники сочувствовали и переживали за здоровье кумира. Второго мая 1988 г. актёр словно почувствовал, что уходит, попросив жену остаться на ночь. Розалия вышла в ординаторскую, предупредить, что не приедет домой. По дороге назад увидела, что врачи бегут в палату мужа. Медицина оказалась бессильна и 2 мая 1988 г. Павел Кадочников умер. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Похоронен актёр на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга рядом со своим сыном Петром. Позже в декабре 2001 г. к мужу и сыну подзахоронили Розалию Котович-Кадочникову.